Сегодня мы выясним, как проверить готовность ребенка к школе. И вы сами сможете определить: готова ли ваша деточка к поступлению в 1 класс, или еще нет. Нужен ли специальный репетитор по химии, или достаточно будет обойтись стандартными методами?
Конечно, для вас, как и для всех родителей, ваш собственный ребенок всегда самый лучший: самый умный, самый красивый и самый талантливый. Но, когда дело доходит до поступления в школу, многие родители начинают задумываться, а готово ли их любимое чадо справиться со всеми трудностями, которые преподнесет им школа.
Как же проверить, готов ли ваш ребенок к школе? И по каким критериям это можно определить?
Можно выделить несколько направлений готовности ребенка к школе.
Моральная готовность заключается в том, понимает ли ребенок, зачем ему надо ходить в школу? Что его там ждет? Что он там будет делать? И хочет ли он туда ходить?
Физическая готовность предполагает, достаточно ли у ребенка физического здоровья и силы, чтобы выдержать школьную нагрузку? Сможет ли он высидеть за партой школьный урок?
Если ребенок родился ослабленным или недоношенным, или у него есть серьезные заболевания, или он часто болеет, то родителям стоит задуматься, надо ли его отправлять в школу в этом году или годик еще подождать, чтобы он окреп и набрался сил.
Социальная готовность предусматривает, готов ли ребенок найти общий язык с учительницей и одноклассниками. Может ли он осознать такие понятия, как «надо» и «нельзя».
Умеет ли он ждать, уступать, за себя постоять, не обижаться по пустякам. Эта готовность более развита у тех детей, кто посещал детский сад. Такие детки привыкли общаться со сверстниками и выполнять вместе с коллективом определенные задания, умеют договариваться и считаться с мнениями других детей.
Детей, которые до школы были с няней или бабушкой, необходимо готовить строить отношения с другими детьми, общаться с ними, играть.
Интеллектуальная готовность
Знает ли ребенок цифры и буквы, умеет ли он читать, писать и считать. Как развито у него мышление: умеет ли он слушать других, сравнивать, анализировать, делать какие-то выводы, ставить перед собой определенную цель и стремиться достичь этой цели. На все эти вопросы вам обязательно нужно ответить.
Все дети развиваются по- разному, одни быстрее, другие – медленно. Вам необходимо внимательно понаблюдать за своим ребенком и выяснить, насколько быстро он улавливает суть вопроса и справляется с поставленным заданием, хорошо или плохо запоминает, аккуратен он или небрежный, усидчивый или делает все наспех, какой рукой – правой или левой – ему удобнее работать.
На сегодняшний день психологи считают, что леворукость не является патологией, и переучивать такого ребенка не рекомендуют.
Также вы можете определить пробелы в развитии речи ребенка. Для этого необходимо проверить, умеет ли он правильно произносить звуки, каков у него словарный запас, как много слов употребляет он в своем разговоре, умеет ли он строить фразы, вести диалог, самостоятельно составить небольшой рассказ. Большую помощь в этом вопросе может оказать логопед.
Если вы заметили, что словарный запас вашего ребенка небольшой, его можно значительно расширить. Для этого существует ряд несложных упражнений.
Начинать лучше с имен существительных. Называть ребенку распространенные слова и попросить его назвать его части или детали.
Например, дерево состоит из таких частей: корень, ствол и крона. А крона, в свою очередь, состоит их веток и листьев. Необходимо рассмотреть как можно больше различных слов – названий предметов – и их частей.
Можно применить различные картинки, их удобнее разбить по темам. Например, такие темы: «Деревья», «Цветы», «Мебель», «Еда», «Одежда», «Обувь». Ребенок будет называть слова-предметы, изображенные на картинке и их части.
Попутно можно попытаться проверить умение ребенка анализировать. Показать табличку с надписью, например, «Мебель» и предложит ребенку назвать, какую мебель он знает. Например, кровать, стол, стул, кресло, шкаф и др. Дети неплохо запоминают названия предметов и таким образом их словарный запас значительно расширяется.
После имен существительных можно перейти к прилагательным, увеличивая при этом объем новых слов. Например, попросите ребенка ответить на вопрос, какими могут быть деревья? Можно помочь ребенку с ответом. Деревья могут быть лиственными, хвойными, высокими, зелеными, желтыми, ветвистыми, пушистыми.
Игрушки могут быть деревянными, пластмассовыми, бумажными. А варенье может быть малиновым, вишневым, яблочным и т. д .
Очень сложно даются детям ответы на вопрос «Чей это предмет?». Надо помочь детям называть слова «заячьи уши», «лисий хвост», «собачья лапа». Попутно проверить название детенышей зверей: волчонок, зайчонок, котенок и т. д.
Затем можно остановиться на понимании детьми глаголов, лучше в сочетании с существительным. Например, карандашом рисуют, чертят, штрихуют, раскрашивают, пишут.
Очень важное для ребенка умение – вести диалог. Задайте ему несколько вопросов, связанных между собой, и прислушайтесь к его ответам. Необходимо обратить внимание, верно ли он строит предложение. После диалога можно перейти к составлению небольших рассказов.
Рассказ должен состоять из отдельных, правильно построенных предложений, которые передают содержание рассказа.
Готовность ребенка к школе также может определить психолог или логопед. Но эту процедуру могут выполнить сами родители, применяя различные тесты. Например, попросить ребенка нарисовать мужчину и проанализировать его рисунок.
Ребенок с высокой готовностью нарисуют человечка с головой, шеей, туловищем, руками и ногами, в мужской одежде, на голове у него будет шляпа или волосы. На руках по 5 пальцев. На лице есть рот, нос, глаза, брови и уши. Вся фигура нарисована, как одно целое.
Ребенок со средним уровнем может не нарисовать шею, волосы, уши, пальцы.
Ребенок со слабой готовностью нарисует что-то невыразительное, без конечностей.
Помните: школа для первоклассников – всегда огромный стресс. И вам необходимо заранее, не менее, чем за год, готовить свое чадо к тому, чтобы это испытание он прошел как можно менее безболезненно.
Вот такими несложными методами можно определить готовность ребенка к школе. А как вы сами считаете, в то время, когда в школу ходили мы с вами, учиться было легче, чем сейчас, или cложнее? Поделитесь в комментариях.