Главная / Школа / Кто сказал, что воскресная школа для детей — это плохо?

Кто сказал, что воскресная школа для детей — это плохо?

Давайте сразу договоримся, что мы сегодня будем говорить не про тех церковнослужителей, что променяли саму веру на стяжательство и двуличие.  Бог им судья, а не мы.

И воскресная школа для детей, о которой мы беседуем сегодня —  та самая, «правильная и богоугодная», каковой она собственно и должна быть. Так что же дает такая воскресная школа для  нашим детям?

Последние десятилетия в нашей стране, к счастью, характеризуются значительным возрождением духовности. Многие люди, очень долго находившиеся вдали от бога и церкви, повернулись к ним лицом, снова обрели православную веру, стали посещать церковь, прислушиваться к проповедям священника и придерживаться религиозных праздников и обрядов.

Во многих приходах Русской православной Церкви стали появляться церковные воскресные школы для детей, главными задачами которых являются воцерковление детей, т.е. вживление детей в церковную общину с помощью церкви, а так же их религиозное образование. При этом воскресные школы в конечном результате должны стать частью церковной приходской общины, а преподаватели этой школы – быть членами церковной общины.

воскресная школа для детей

Работа каждой церковной воскресной школы в основном зависит от их руководителя – батюшки. И разные школы работают по-разному. Одни школы работают строго по плану, который составляется отделами религиозного образования, и дети должны строго выполнять эти правила.
В других воскресных школы детей не учат, а растят и воспитывают с помощью Божьей веры и Божьего слова.

Занятия в школах проходят один раз в неделю – в субботу или в воскресенье. А воскресной она называется не потому, что занятия проходят по воскресеньям, т.е. по выходным.

Название школы происходит от слова «воскрешенье», т.е. возрождение, переход из одной жизни к другой – более чистой, светлой и возвышенной. Школьная форма для девочек – платки и юбки.

Чаще всего дети приходят в такие школы по примеру своих старших братьев и сестер. Но бывают случаи, когда мама, сама далеко не религиозная, приводит в школу своего малыша с целью воспитать его в духе чуткости и добра.

Часто сами дети приводят своих родителей, чтобы те окунулись в таинства религиозных отношений и нашли то, что так давно искали и никак не могли найти.

Узнать, в какой церкви проводятся воскресные занятия, можно в любой православной церкви.
Занятия начинаются с сентября месяца. Они бесплатные, обычно проходят с чаепитием. Каждый приносит к чаю то, что посчитает нужным для себя.

Мальчиков и девочек в школах чаще разделяют по разным классам, так как у них в церкви разные задачи: девочки поют на кларисоне, мальчики оказывают помощь в службе в алтаре.
Детей в этих школах не наказывают, на них никогда не кричат. Если малыш начинает капризничать, мама тихо уводит его домой.

В воскресных школах существует деление детей на классы, но оно чисто условное.

Дети от полугода до четырех лет принадлежат к начальным классам, от четырех до восьми – к средним классам и т. д. В разных школах это деление разное.

Учеба в разных воскресных школах проходит тоже по-разному. Например, в воскресной школе при Новоспасском монастыре в Москве занятия для начального класса длятся около двух часов. Малыши присутствуют на занятиях вместе с родителями, чаще с мамами.

Основной вид занятий – пальчиковые игры, которые очень полезны как для физического, так и для умственного развития детей. Час-полтора дети лепят, рисуют, водят хороводы, поют песни. Тематика всех занятий религиозная. Все выполняемые поделки посвящаются Пасхе или Рождеству, все истории – из святого Писания.

Занятия для детей от четырех до восьми лет длятся от двух до трех часов. Дети посещают школу без родителей. Они более самостоятельны, и могут сами предлагать темы для занятий. Дети готовят разнообразные театральные представления на религиозные темы, делают поделки: открытки-аппликации, вышивки, различные украшения.

Все это продается на благотворительных ярмарках или дарится прихожанам на праздниках. Вырученные деньги отдаются в детские дома для воспитания сирот.

Детям от восьми до десяти лет преподаются различные религиозные предметы: церковнославянский язык, Закон Божий, церковнославянское пение. Занятия длятся до четырех часов.

Дети вместе с взрослыми поют во время богослужения. Иногда поют только дети.

На занятиях продолжают делать поделки, некоторым из них позволяют заниматься иконописью.  Особенно удавшиеся работы могут напоминать по стилю те, что пишут палехские иконописцы в мастерской «Русские традиции»
Существуют занятия и для более старших детей ( до пятнадцати лет).

Основными предметами в воскресной школе являются: Закон Божий, церковнославянский язык, Священная История, История Церкви.

На занятиях детей знакомят с основными законами (канонами) церковной жизни, жизни христианских общин. Основными требованиями к жизни общин является: вера, смирение, кротость, терпение, надежда и любовь. Дети слушают проповеди о жизни святых и спасителя Христа.

Самым популярным занятием в воскресных школах является детский церковный хор. Его создание не требует больших затрат и усилий, достаточно одной небольшой комнаты и хорошего преподавателя хора.

Посредством хора дети привлекаются к литургии и привыкают к причащению. Детей ни в коем случае не ругают за категорический отказ причащаться. Такое святое дело должно осуществляться исключительно по доброй воле.

Воспитанники воскресной школы могут быть привлечены к участию в богослужении. Некоторым из них, тем, кто постарше, поручают быть прислужником в алтаре.

В отдельных воскресных школах практикуют социальное служение, сбор материала о новомучениках, паломничество по известным святым местам, а так же обучение различным ремеслам, например, иконописи.
В конце учебного года в некоторых школах дети сдают экзамены по основным предметам. Обычно дети хорошо справляются с ними.

Участие детей в церковных обрядах имеет как воспитательную, так и образовательную цели.
Воспитательный момент заключается в достижении единства души и тела.

Очень важно, чтобы, выполняя обряды, ребенок был внутренне готов принимать эти обряды всем своим сердцем и всей душой. Если он кланяется, зажигает свечу, целует икону, то его душа настраивается на действия тела, т.е. тело как бы помогает душе настроиться на молитву. В этом и заключается их единение.

Обучающая цель участия детей в церковных обрядах заключается в том, что, преклоняясь перед иконой и целуя ее, ребенок узнает, что икона является предметом поклонения, и того, кто на ней изображен, надо уважать, почитать и преклоняться перед ним. Если ребенок целует руку батюшки, он невольно осознает, что священник – поистине святое и значимое лицо, перед которым необходимо преклоняться.

Основная задача воскресных школ — не учить детей, хотя и эта задача там не отвергается, а растить их в добре, посредством слова и Закона Божьего.

Ну а вы сами как считаете, нужны ли нам воскресная школа для детей? Или лучше отдать деточку в школу раннего развития? Поделитесь в комментариях.

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

2 комментария

  1. Я думаю, что в последнее время, когда вся информация политизирована и коммертизирована, очень важно получать детям с раннего возраста духовное развитие. Поэтому голосую за воскресную школу.

  2. Статья написана, судя по всему, человеком, который не совсем «в теме». Деятельность каждой воскресной школы осуществляется на основе «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемом в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», ознакомление с материальной и методической базами воскресных школ.
    В соответствие со «Стандартом» в воскресных школах предполагается изучение следующих дисциплин:
    — на дошкольной ступени: Введение в Закон Божий;
    — на начальной ступени: Закон Божий (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и жития святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения»;
    — на основной ступени: Священное Писание: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения» («Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
    Введение других дополнительных занятий воскресная школа определяет по следующим направлениям:
    1. Художественно-эстетическая;
    2. Военно-патриотическая;
    3. Научно-техническая;
    4. Физкультурно-спортивная;
    5. Эколого-биологическая;
    6. Естественнонаучная;
    7. Социально-педагогическая;
    8. Культурологическая;
    9. Спортивно-техническая;
    10. Туристско-краеведческая.
    Таким образом, воскресная школа — это именно школа, по окончании ее выдается свидетельство, надичие его учитывается при возможном поступлении выпускника такой школы в духовное учебное заведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *