Кубики Зайцева методика применения кубиков для обучения детей
Главная / Методики развития / Методика Зайцева / Методика использования кубиков Зайцева

Методика использования кубиков Зайцева

Сегодня мы поговорим о таких полезных для развития ребенка пособиях, как кубики Зайцева Методика применения которых была разработана педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Александровичем Зайцевым. Точнее, кубики — это только пособия в методике Зайцева. Впрочем, давайте обо всем поподробнее….


Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
(Валентин Берестов)


Умение грамотно, последовательно, красиво излагать свои мысли, а также умение общаться, в современном мире необходимо каждому. Уверен, что вы, понимая важность обогащения словарного запаса, как заботливые родители стремитесь уделять должное внимание развитию речи малыша, начиная с самого раннего возраста. Потому что овладение правильной родной речью – это формирование предпосылок к успешной учёбе и один из решающих факторов воспитания социально активной и успешной личности. Именно поэтому сегодня неизменно востребованы и столь популярны методики обучения чтению, адаптированные для самых маленьких.

Методика Зайцева. Основополагающие принципы

В возрасте от двух до пяти лет мозг ребёнка подобен губке и готов буквально «впитывать» познания об окружающем мире. кубики Зайцева Методика примененияЭто один из сенситивных периодов, когда объём и скорость восприятия значительно превосходят возможности ребёнка, характерные для обычных этапов его развития. Причём дети не просто учатся! Воспринимая обучение как весёлую забаву, увлекательную игру, они с неизменным успехом, эффективно и с удовольствием осваивают материал!

Не удивительно, что современные детские игрушки представлены многообразием развивающих – от самых первых, предназначенных для развития моторики, до хитроумных обучающих игр, авторы которых — известные педагоги и психологи. В числе самых популярных и эффективных — игровое пособие для раннего развития. Его разработал педагог-новатор из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А — автор нескольких десятков уникальных пособий по иностранному языку, чтению, письму.
Большинство родителей, так или иначе, знакомы с термином «чтение по Зайцеву», слышали «о слогах Зайцева» или «кубиках Зайцева» и рассчитывают, что кубики — любимый строительный материал малышей – будут лучшими помощниками в обучении чтению в самом нежном возрасте!

Особенности обучения «по Зайцеву»

Автор методики предположил, что именно слог, а не букву следует считать простейшей частью речи. Педагог исходит из того, что когда кроха лишь начинает осваивать разговорную речь, произносить он пытается слоги: «ма», «да», «ба», а не отдельные буквы. Поэтому в основе уникальной методики Зайцева  — складовая система, являющаяся, по убеждению автора, более естественной в сравнении с буквенной.

Склад — в русском языке их 236 — представляет собой элементарную единицу чтения и письма. Склад (он не равен слогу) может состоять: из одной гласной (Е+ДА), одной согласной (СО+Н) либо их сочетания (РУ+КА). Знакомство же с буквами происходит лишь после того, как малыш освоил первоначальные навыки чтения по кубикам. А алфавит ему пригодится позже.

Учебное пособие, состоящее из кубиков, таблиц, складовых картинок и методички, независимо от возраста малыша, может применяться для обучения ребёнка чтению дома, в группах детских садов общеразвивающего типа, в группах кратковременного пребывания или в условиях центров раннего развития.

В чём суть и основные преимущества методики?

В обучении важнейшее значение имеет тот факт, каким образом ребёнок научился читать. Был ли процесс усвоения знаний естественным, органичным, увлекательным? Не вносил ли дисгармонию в эмоциональное состояние, не вредил ли физическому здоровью малыша? Способствовал ли формированию устойчивых когнитивных интересов и стремлению к поиску знаний? Ведь не секрет, что непрофессиональное обучение грамоте может вызвать обратный эффект, сформировать у крохи нелюбовь к чтению и родному языку, став препятствием для хорошего интеллектуального развития в будущем.

К сожалению, большинство традиционных фонемных методик грешат избыточной сложностью и мудрёностью и не всегда учитывают психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Как правило, 4-5-летние детки ещё не вполне готовы неподвижно высиживать в течение 20-30-минутных занятий, сосредоточившись на словах педагога, слушая абстрактные объяснения и выкладывая звуковые схемы разных слов.

Методика Зайцева — это возможность освоить азы чтения даже не присев! Аналитико-синтетический метод, положенный в основу обучения, предполагает освоение знаниями в форме увлекательной и весёлой игры! Размер букв и складов на кубиках и в таблицах таков, что они отлично видны даже с расстояния 8-10 метров. И это очень важно, поскольку детям противопоказаны чрезмерные нагрузки и напряжение зрения. Таблицы, полочка располагаются на определённой высоте также не случайно, а с целью профилактики нарушений осанки. Кубики педагог не рассортировывает, а кладёт в случайном порядке для формирования у детей способности оперативно переключаться на новую задачу и находить нужный: «золотой», «железный», «деревянный», белый. Для малыша это сложная мыслительная работа. Он трудится, ставит кубики на полочку, умеет правильно рассортировать их по цвету, по объёмам, по весу, по вибрации и звучанию наполнителя.

Учимся, играя: наглядно и системно

Для быстрого усвоения материала, облегчения запоминания и создания ассоциативного ряда применяется метод воздействия, направленный на все органы чувств. Для передачи информации используются звуки, цвета, ощущения тактильные и вибрационные, вес и проч. И всё это работает на обеспечение непроизвольного простого и надёжного запоминания.

Получается, что, не выучивая буквы целенаправленно, дети, тем не менее, отлично воспринимают знания, погружаясь в весёлую увлекательную игру, повторяя упражнения с кубиками и таблицами. Основной принцип занятий — многократно в течение дня привлечь внимание малыша к кубикам, определённым образом составленным плакатам со складами. Кроме того, методика Зайцева «работает» на грамотность в будущем, поскольку ребёнок автоматически запоминает наизусть некоторые из правил русского языка.

Аудиозапись – это другой помощник и мощное средство влияния на мыслительные и процессы запоминания: многократное проговаривание (пропевание) столбиков и строк таблиц, алфавита, способны наилучшим образом воздействовать на память.

«Побочными» результатами освоения методики являются:

• чёткость и «чистота» речи благодаря пропеванию-проговариванию складов;

• коррекция логопедических дефектов;

• появление начальных навыков правильного (грамотного) письма;

• быстрое и значительное расширение словарного запаса;

• формирование логического мышления;

• развитие ассоциативного и образного мышления, способностей к самостоятельной работе;

• устранение речевых «зажимов».

Результаты, полученные в ходе многолетней практики, позволяют с уверенностью говорить о том, что с помощью методики Зайцева малыши начинают самостоятельно читать уже после нескольких занятий. Играя, кроха учится различать звонкие и глухие согласные, а когда чтение надоест, малыш сможет выстроить из разноцветных кубиков дом или башню. Методика признана здоровьесберегающей, т.к. в процессе освоения материала дети не только не портят осанку и зрение, но, напротив, возможно исправление уже имеющихся проблем (сколиоз, близорукость). Занятия с кубиками Зайцева способствуют развитию речевых способностей, формируют устойчивые познавательные интересы ребёнка – залог будущего успешного обучения.

А как вы считаете, какими пособиями в развивающих занятиях с детьми стоит пользоваться, а какими нет?

Оставьте ниже свой первый комментарий на сайте и получите подарок!

3 комментарии

  1. Да, эта методика очень действенная, однако самое главное — не переусердствовать, иначе у ребенка вообще пропадет интерес к занятиям. Все должно быть в меру, и заканчивать занятия нужно до того момента, когда ребенок уж устанет

  2. Надо же, я и не знала, что использовала методику Зайцева, когда наклеивала на кубики слоги и обучала своих девочек читать, соединяя слоги (склады) в коротенькие слова. 🙂

    • Нет, Елена, Вы использовали СВОЮ собственную методику. Ведь это же Вы ее изобрели! 🙂 Ну а если примерно то же выдумал Зайцев, значит Вы оба правы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *