Система обучения и воспитания детей, основанная на идеях свободного воспитания, была разработана более века назад итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Она была первой в истории своей страны врачом и лечила детей, страдающих умственной отсталостью.
Наблюдая за своими маленькими пациентами, и стремясь им помочь, Мария Монтессори создала специальную школу. В ней она придумывала необычные игры и пособия, которые помогали детям развиваться и изучать окружающий мир. Занятия по системе Монтессори принесли удивительные результаты. Через некоторое время выяснилось, что отстававшие в развитии дети не только научились читать и считать, но и делали этого гораздо быстрее и успешнее своих здоровых сверстников, которые занимались в традиционных школах. Так родилась идея создать принципиально новую педагогическую систему развития и обучения детей.
В основу организации своей педагогической системы Мария Монтессори заложила несколько базовых принципов.
Прежде всего, материал для обучения выбирает не взрослый преподаватель, а сам ребенок. Именно ребенок решает – что именно ему сегодня интересно, чем он хочет, и будет заниматься. Только тогда малышу будет по-настоящему интересно. Индивидуальное обучение, которое реализует педагогическая система Монтессори основано в первую очередь на свободном выборе ребенка. Ведущим в школе является именно ребенок, именно он подсказывает взрослым, как организовать процесс обучения и сколько детей должно быть в одной группе. Дидактические материалы, с помощью которых проводятся занятия по системе Монтессори, также предполагают множество выборов, которые дети совершают из множества вещей, находящихся в их распоряжении.
Групповое обучение, причем в группах, где оптимальное количество детей более 30-40 – еще одно из отличий школы Монтессори. При этом в одной группе занимаются дети разного возраста! Дети могут свободно переходить из комнаты в комнату, попадая туда, где занимаются старшие. Сотрудничество детей приводит к тому, что младшие дети начинают интересоваться материалом гораздо более сложным, чем мы могли бы предположить. И, главное, не только интересоваться, но и успешно его осваивать! А ведь благодаря такому обучению и старшие дети узнают материал по-настоящему глубоко.
Какие же результаты приносит такая педагогическая система Марии Монтессори, где у детей практически безграничное богатство выбора и свобода передвижения? Не создает ли это хаос, вседозволенность и беспорядок? Парадоксально, но порядок в таких школах гораздо больший, чем в обычных, традиционных группах. В ситуации свободы выбора ребенок ищет и занимает то место, которое его устраивает. Тогда он начинает считать его «своим» и чувствует себя максимально комфортно. И материал после занятий дети самостоятельно ставят именно на то место, где они его взяли! Видимо, стремление к порядку в наших детях гораздо сильнее, чем мы могли бы это предположить.
Итак, в основе школы под названием «педагогическая система Марии Монтессори» лежат три ключевых момента.
- Интерес ребенка. Именно благодаря интересу, ребенок занимается с желанием и сосредоточенно
- Сотрудничество детей, когда более старший ребенок помогает младшему.
- Человеческий инстинкт автономности,который приводит к дисциплине и порядку.
О методах, которые использует педагогическая система Марии Монтессори, мы поговорим в следующий раз.
P.S. Кстати, пособия для занятий по системе Монтессори Вы можете дешево купить в интернет-магазине «Развивалки».
Это очень хорошая методика, по крайней мере, для дошкольников. Со Монтессори-школой уже сложнее, она не вписывается в нашу систему образования, туда детей могут отдать наверно только самые отчаянные родители.