Главная / Методики развития / Методика Монтессори / Педагогическая система Марии Монтессори.

Педагогическая система Марии Монтессори.

Система обучения и воспитания детей, основанная на идеях свободного воспитания, была разработана более века назад итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Она была первой в истории своей страны врачом и лечила детей, страдающих умственной отсталостью.

Наблюдая за своими маленькими пациентами, и стремясь им помочь, Мария Монтессори создала специальную школу. В ней она придумывала необычные игры и пособия, которые помогали детям развиваться и изучать окружающий мир. Занятия по системе Монтессори принесли удивительные результаты. Через некоторое время выяснилось, что отстававшие в развитии дети не только научились читать и считать, но и делали этого гораздо быстрее и успешнее своих здоровых сверстников, которые занимались в традиционных школах.  Так родилась идея создать принципиально новую педагогическую систему развития и обучения детей.

В основу организации своей педагогической системы Мария Монтессори заложила несколько базовых принципов.

Прежде всего,  материал для обучения выбирает не взрослый преподаватель, а сам ребенок. Именно ребенок решает – что именно ему сегодня интересно, чем он хочет, и будет заниматься. Только тогда малышу будет по-настоящему интересно. Индивидуальное обучение, которое реализует педагогическая система Монтессори основано в первую очередь на свободном выборе ребенка.  Ведущим в школе является именно ребенок, именно он подсказывает взрослым,  как организовать процесс обучения и сколько детей должно быть в одной группе.  Дидактические материалы, с помощью которых проводятся занятия по системе Монтессори, также предполагают множество выборов, которые дети совершают из множества вещей, находящихся в их распоряжении.

Групповое обучение, причем в группах, где оптимальное количество детей более 30-40 – еще одно из отличий школы Монтессори.  При этом в одной группе занимаются дети разного возраста! Дети могут свободно переходить из комнаты в комнату, попадая туда, где занимаются старшие. Сотрудничество детей приводит к тому, что младшие дети начинают интересоваться материалом гораздо более сложным, чем мы могли бы предположить.  И, главное, не только интересоваться, но и успешно его осваивать!  А ведь благодаря такому  обучению и старшие дети узнают материал по-настоящему глубоко.

Какие же результаты приносит такая педагогическая система Марии Монтессори, где у детей практически безграничное богатство выбора и свобода передвижения? Не создает ли это хаос, вседозволенность и беспорядок? Парадоксально, но порядок в таких школах гораздо больший, чем в обычных, традиционных группах. В ситуации свободы выбора ребенок ищет и занимает то место, которое его устраивает.  Тогда он начинает считать его «своим» и чувствует себя максимально комфортно. И материал после занятий дети самостоятельно ставят именно на то место, где они его взяли! Видимо, стремление к порядку в наших детях гораздо сильнее, чем мы могли бы это предположить.

Итак, в основе школы под названием «педагогическая система Марии Монтессори» лежат три ключевых момента.

  1. Интерес ребенка. Именно благодаря интересу, ребенок занимается с желанием и сосредоточенно
  2. Сотрудничество детей, когда более старший ребенок помогает младшему.
  3. Человеческий инстинкт автономности,который приводит к дисциплине и порядку.

О методах, которые использует педагогическая система Марии Монтессори,  мы поговорим в следующий раз.

P.S. Кстати, пособия для занятий по системе Монтессори Вы можете дешево купить в интернет-магазине «Развивалки».

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

Один комментарий

  1. Это очень хорошая методика, по крайней мере, для дошкольников. Со Монтессори-школой уже сложнее, она не вписывается в нашу систему образования, туда детей могут отдать наверно только самые отчаянные родители.

Добавить комментарий для Лариса Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *