Главная / Методики развития / Методика Домана / Почему ребенок не может научиться читать

Почему ребенок не может научиться читать

Взрослые прекрасно знают, что слова состоят из букв. Каждая буква кодирует определенный звук. Например, м, п, а…. Буквы складываются в слоги. Слоги в слова, между словами можно ставить знаки препинания. Все очень просто с точки зрения того, кто уже умеет читать! Но, дети думают по другому — дети, просто не понимают, что от них хотят взрослые, когда обучают их чтению.

Во первых, вы скорее всего удивитесь узнав, что наш русский алфавит не содержит целого набора букв, кодирующих определенные звуки. Мы эти звуки раскодируем в зависимости от положения буквы в слове.

Примечание:

Я программист, а не методолог и многие вещи говорю так, как понимаю…. Будет хорошо, если меня поправят более знающие люди.

Итак, как же мы читаем:
В слове МЯЧ буква М кодирует мягкий М. МЬач
а в слове МЫЛО, буква М кодирует твердый М. МЪИло.

Если вам не понятно, о чем идет речь, то попробуйте медленно прочитать слова Мяч, мыло, мяч, мыло…

Но, это не все, умеющие читать знают, что одно печатное слово обозначает совершенно другое, Например:

написано Ежик, а взрослый это слово прочитаем Ёжик.

Нам это объяснять не нужно, что ежик = ёжик, но, это совершенно не понятно малышу.

Одна и та же буква в разном окружении читается по разному. Прочитайте медленно по буквам, вслушиваясь в каждый звук следующие слова и обратите внимание на то, как вы произносите первую букву М:

МАСЛО.

МИШКА.

Вы с удивлением, можете обнаружить, что если в слове «мишка» первый звук произносить твердо, то МЬИшка превратится в МЪЫшку. Так как же дети, читая по буквам еще понимают то, что прочитали??? Ведь они знают, что М — это М, а не Мь…

Приведу еще пример. Прочитайте медленно следующие слова и внимательно вслушивайтесь в то, что вы произносите и видите закодированным в буквы:

СЪел

Сел.

В этом случае, вообще, без анализа последующей буквы невозможно понять то, как следует произносить букву «С» — твердо или мягко.

Для того, чтобы произносить согласную букву обязательно нужно анализировать, какая буква стоит следующей. И, например, если это буква гласная, то она будет читаться не так как пишется.

Например, прочитайте слово

ЖИзнь

Вы с удивлением обнаружите, что прочитаете слово вот так ЖъЫЗъНь.

Как учить читать?

Ну и на последок. Покажу как читать так, чтобы ребенку было сразу понятно, что он читает.

Слово масло следует читать по слогам (складам):

Ма С Ло

То есть, при чтении, следует обязательно прилеплять гласную букву к согласному звуку.

Казалось бы, такой метод обучения чтению гораздо сложнее, чем обучение по буквам. Но, на самом деле, он гораздо проще. Ведь переучивать неправильно запомненное правило гораздо сложнее, чем учить сразу.

Лирическое отступление

Помню, как много времени я потратил на обучение дочки чтению. У нее каждое слово вызывало сверх затруднения. Элементарное «МАМА» превращалась в МЭАМЭА.

Я потратил очень и очень много времени на обучение — прельщал дочку конфетками, чтобы она прочитала хоть одно слово, просил, чтобы «М», она произносила как «М», а не «МЭ»…. все бесполезно. Ребенок старался, вылезал из кожи, а слова не мог читать.

И вдруг, меня осенило, что нужно учить не буквам и не звукам, а слогам или складам.

По результатам обучения своего ребенка, я сделал бесплатный сайт, который обучает детишек чтению по складам. Конечно, заниматься онлайн программой ребенку следует вместе с родителем, чтобы правильно закрепить навыки. Родитель должен сидеть рядом и внимательно следить за тем, чтобы малыш правильно передвигал кубики и правильно произносил слоги.

Компьютерная игра имеет громадные преимущества перед безжизненными буквами — игра может говорить! Она может повторять слова, слоги бесконечное количество раз… согласитесь что это очень удобно.

Ну и в заключение дам еще несколько советов по поводу покупки книжек для чтения с малышами, которые учатся говорить.

  1. Буквы должны быть большими. Так, чтобы ребенок мог водить пальцем.
  2. Все буквы Ё должны прописываться, как Ё.
  3. Слова должны быть без переносов.
  4. Все слова должны быть ребенку понятными. В текстах для чтения должно быть меньше старорусских слов (помело, амбар, сусеки). Не каждый взрослый понимает, что такое сусеки, а что говорить о детишках.

Сергей Михайлов https://poskladam.ru

 

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

Один комментарий

  1. Статью надо назвать «Учимся читать по слогам», а не «Почему ребенок не может научиться читать». Если бы вы столкнулись с таким понятием, как дислексия, вы бы поняли, что значит «не может научиться читать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *