Главная / Методики развития / Раннее развитие детей – зло или благо?

Раннее развитие детей – зло или благо?

Раннее развитие ребёнка… Как часто мы стремимся дать своему малышу как можно больше знаний в самом раннем возрасте. И гордимся, когда деточка читает стихи, стоя на табуретке 🙂 А всегда ли это хорошо– раннее развитие? Давайте разберемся — зло это или благо?

Часто, когда малыш ещё не появился на свет, будущие родители мечтают о том, что он будет талантлив и обязательно станет скрипачом-виртуозом или врачом-светилом, знаменитым исследователем или выдающимся спортсменом. И мало когда задумываются о том, что их отпрыску предстоит стать просто хорошим человеком: добрым, заботливым, трудолюбивым, порядочным, отзывчивым, благородным. Пожелания взрослых, как мы видим, относятся больше к общественной жизни, нежели к социальной роли личности в семье, во взаимоотношениях с окружающими. А ведь при этом получается нетронутым немалый пласт человеческой жизни.

Мнение трёх врачей

Когда кроха, наконец-то, появляется на свет, и родителей захватывают заботы, им уже трудно видеть в нежном беззащитном существе будущего доктора наук или рекордсмена мира. На первый план выходят совершенно другие требования к развитию малыша: хорошо ли он кушает и набирает вес, не отстаёт ли в росте, а тем паче – в умственном развитии? Ребёнок первого года жизни наблюдается у врачей, которые достают какие-то таблицы и выдают рекомендации по кормлению, чтобы вес младенца вписался «в стандарт». Не лучше поступают и специалисты: невролог может назвать грудничка отстающим в умственном развитии, а хирург укажет на склонность к рахиту и т.п. А потом эти же медики удивляются, почему у молоденьких мам «глаза на мокром месте», да и молоко грудное быстро пропадает.

Чёрствость медиков – не единичный случай. И ведь они, как никто другой, должны знать, что ранимость и чувствительность молодой матери заложена самой природой. Только что родившая женщина, которая ещё и встаёт по три раза за ночь к плачущему ребёнку, бывает даже физически слаба, а потому требует бережного отношения. А ей выговаривают, что её малыш недоразвит. Вместо восхищения у родителей возникает желание «подогнать малыша» под определённые рамки. Они кидаются в крайности, выбирая системы раннего развития ребёнка. Но не лучше ли в начале спросить у опытных людей – бабушек и прабабушек, как они растили детей, когда не было злополучных таблиц. Уж они-то точно скажут, что если перебирающий вес малыш пошёл поздно – в год с лишним, то природа позаботилась о том, чтобы у него ноги не стали кривыми. А если ребёнок, который рано начинает переворачиваться, сидеть и вставать на ножки, недобирает вес – в этом тоже нет ничего страшного: просто тратит чуть больше калорий на движение.

Каждый малыш индивидуален, поэтому, если один доктор вверг вас в отчаяние, отправляйтесь к другому. Не зря же говорят, что в сомнительных случаях требуется мнение трёх врачей.

А ещё и петь охота…

Ещё вчера чадо неуклюже переступало бортик песочницы, а теперь уже ловко крутится на всех снарядах детского городка… Любуясь своим ненаглядным, родители хотят отдать его в секцию акробатики, лёгкой атлетики, художественной гимнастики. И пусть вырастет не доктор наук, а знаменитый артист цирка! Рядом другой малыш тихонечко рисует мелом на асфальте, а бабушка почему-то хочет отдать его в музыкальную школу. Кто же из старших прав?

Чем руководствуются эти люди при выборе «дела всей жизни» для маленького человечка. В первом случае делается акцент на природной гибкости и ловкости ребёнка. Родители считают, что малыш подобную секцию «потянет» и даже добьётся хороших результатов. Только их может ожидать сюрприз: однажды сын или дочь заявят, что их больше не интересуют эти занятия и выберут себе другие. Что тогда делать: осваивать две секции сразу или отдать предпочтение одной?

Второй случай, с бабушкой, может иметь такую подоплёку: ушедший из жизни дедушка прекрасно играл на фортепиано. Внук обязан «поднять упавшее знамя». Что здесь можно сказать? Ребёнка не видели «в деле» – за роялем, но творческая активность у него налицо. Можно попробовать показать малыша педагогу, и он подскажет, стоит ли заниматься музыкой. Может быть, лучше отдать чадо в художественную школу?

Не переусердствуйте

Ставши школьником, ребёнок обязательно проявит себя в каких-то дисциплинах. Он уже будет в состоянии критически оценивать, насколько нужны ему секции и кружки, куда его привели родители. Тем не менее, из уважения к старшему поколению, отпрыск часто продолжает тянуть ту рутину, к которой уже привык, но и сам находит себе новые занятия, которые посещает с большим удовольствием. Параллельно выясняется, что он не дотягивает по иностранному, а ведь так хочется, чтобы он окончил престижный вуз, и тогда ему ищут репетитора.

И тут может возникнуть вопрос о перегруженности ребёнка. Как отследить этот момент? Во-первых, по симптомам переутомления. Такой исход ждёт самых послушных детей, которые честно выполняют все родительские предписания. Во-вторых, вдруг начнёт хромать школьное образование. Это чаще случается у увлечённых натур, которые пожертвуют, в первую очередь, рутиной. В-третьих, может случиться бунт. Такое поведение свойственно самостоятельным детям. Это качество, которое так радовало родителей, однажды может сработать против них. Сын или дочь сами решат, какое дополнительное образование им подходит. Бывший футболист вдруг станет усердно изучать психологию, а подававшая надежды юная хористка – поднимать штангу.

Читайте детям добрые сказки, показывайте доброе кино

Однажды одна из учительниц литературы сказала детям на уроке: «Этот предмет создан вовсе не для того, чтобы пополнять багаж книжных знаний. Он, прежде всего, учит быть добрыми». И как тут не процитировать бессмертное произведение Марка Твена «Принц и нищий»: «…сытый желудок немногого стоит, когда голодают сердце и ум».

Нынешние родители так нацелены на две вещи: правильное питание и успешность своего ребёнка, так стараются развить его способности, что зачастую забывают о формировании его личности. И если этот момент упустить, то можно воспитать холодного расчетливого человека, для которого ничего не будут значить такие понятия, как любовь, сострадание, бескорыстность и самопожертвование. Он никогда не никому не сможет уступить, протянуть руку помощи, заступиться за другого. При нынешней половой разнузданности такому индивидууму легко будет вступить в брак по расчёту, и он может никогда не узнать о том, что такое теплота чувств. Радостные эмоции, в лучшем случае, он получит вместе с новыми личными достижениями, в худшем – когда подсидит коллегу.

Увлекаясь ранним развитием, всё же больше общайтесь со своими детьми, разрешайте приводить в дом друзей, не ограничивайте круг общения по социальному признаку. Запретить общаться ребёнку можно только с отпетым негодяем, но не с сыном или дочерью дворника-азиата, ведь они могут быть вполне хорошими детьми. Детская дружба – это маленькая любовь, и она святая, а без неё будет голодать сердце.

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

2 комментария

  1. полезная статья)) если бы ее, в свое время прочли все родители, сейчас бы наверно не было взрослых, которые так и не реализовали свои мечты и желания, от того, что предпочтения их родителей и их самих разнились…

  2. Ирина Колотова

    Очень правильная статья. Я полностью согласна с автором. Прежде надо думать о психологии, а уже потом об образовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *