Главная / Методики развития / Быстро и эффективно учим ребенка читать. Игры для обучения ребенка чтению

Быстро и эффективно учим ребенка читать. Игры для обучения ребенка чтению

Наверняка большинство из вас стремится научить свое чадо читать еще до школы.  Учитываете ли вы при этом пожелания самого малыша? Если нет – это одна из ваших ошибок. Для эффективной учебы нужно, чтобы у ребенка проявился интерес и желание к данному занятию. Хочу, исходя из личного опыта, рассказать о том, с чего начать, как учить и каких ошибок нужно избегать, обучая ребенка чтению.  Итак, учимся читать? Игры для обучения чтению зачастую могут быть даже более эффективны, чем методики раннего обучения чтению. Например, методика Глена Домана, или кубики Зайцева. Хотите во всем разобраться и сделать процесс более эффективным?  Тогда поехали!

Подготовка к обучению чтению

Начинать нужно с простого. Первое время читайте ему сами. Это поможет выработать у крохи интерес к чтению, стремление уметь делать это самому. Обязательно подавайте малышу пример. Книг должно быть много и ребенку непременно нужно видеть вас за чтением.

Учимся читать. Игры для обучения чтению

Чрезвычайно важно для карапуза иметь собственные книги. Не жалейте денег на покупку детской литературы. У малыша должно быть много книжек, желательно больших и с яркими картинками. Отведите для него специальный уголок, куда можно будет поставить книжный стеллаж или повесить полку. Малышу нужна своя личная библиотека. Имея свои книжки, но, еще не научившись читать, ребенок будет пытаться подражать вам. Для этой цели поставьте детское кресло. Тогда кроха сможет, как взрослый, сесть и углубиться в «чтение».

Учимся читать. Алфавит

Желание выработали, переходим к процессу.

У малышей не существует понятия учиться. Есть только игра и сон. Делаем выводы – учиться надо играючи. Игры могут быть с буквами, в буквы и про буквы. Есть множество методик для обучения чтению. Я бы советовала не руководствоваться какой-либо одной, а ознакомиться с несколькими и взять из них только то, что подойдет именно вашему ребенку. Самое полезное, что вы можете почерпнуть из них – обучающие игры. Главное, не совершайте еще одной ошибки – «учеба по методике». Проявите личный интерес к выбранной игре и играйте вместе с вашим малышом.

С чего же собственно нужно начинать? Естественно, с алфавита.

Прежде всего, напечатайте (можно и нарисовать) коротенькие словосочетания на больших листах. Буквы в словах нужно сделать разного цвета: согласные – черные, гласные – желтые, «ъ», «ь»  и «й», ? зеленые. Листы повесьте на видном месте. Разноцветные буквы заинтересуют малыша, и он начнет вас расспрашивать, где какая буква. Изготовьте  достаточное количество фраз с упоминанием всех букв алфавита. Если написание прописных и строчных букв отличается, то обязательно сделайте словосочетания для обоих случаев.

ВАЖНО! Рисуйте только буквы без рисунков! Почему? Об этом немного позже.

Расскажу вам про игры, в которые играла вместе со своей дочкой.

Учимся читать. Игры для обучения чтению

Первая игра для обучения чтению. Назовем ее «Запомни букву».

Вначале сделайте заготовки. Нарисуйте карточки с буквами алфавита. Процесс: выкладываете 3 карточки (можно больше, но лучше начинать с 3-х и постепенно увеличивать число) и называете каждую букву. Предлагаете своему крохе запомнить их. Дальше, даете ребенку задание. Например: «Сейчас ты отвернешься, а я уберу одну карточку, а ты скажешь, какой буквы не хватает».

Игра эта не только поможет выучить алфавит, но и послужит отличной тренировкой памяти.

Советую вам играть по очереди. Раз малыш угадывает, а раз – вы. Так игра для него будет намного интереснее. Угадывая сами, иногда «ошибайтесь», подыгрывайте ребенку. Когда он правильно называет – обязательно хвалите.

Всегда нужно говорить своему карапузу, какой он умный, наблюдательный, внимательный и прочие хорошие слова. Это стимулирует его интерес и стремление добиться еще лучших результатов в игре.

Уже готовые карточки из предыдущей игры послужат вам и для следующей.

 Вторая игра для обучения чтению. «Назови букву».

Игра похожа на первую, но принцип немножко другой. Говорим: «Сможешь ли ты назвать букву, которую я сейчас покажу. Она ОЧЕНЬ сложная!»  🙂  и показываете ребенку карточку. С первой игры вы уже знаете, какие буквы малыш знает хорошо, а какие для него еще трудны. Поэтому вначале показываете те, которые он уже хорошо знает. Чередуйте выученные буквы со сложными. Обязательно помогайте ему, если он не справляется. Но делать это надо не навязчиво, а так, будто он САМ вспомнил.

Вновь тот же совет – играйте по очереди: раз вы загадывает, а раз – малыш. Чтобы ему было интереснее и веселее, делайте умное и задумчивое лицо, когда «пытаетесь» угадать букву. В «особо сложных» случаях, просите у него совета  или у других домочадцев.  Чаще проигрывайте, чтобы ребенок думал, что знает уже больше вас.

Третья игра. «Найди букву».

 Из готовой стопки карточек вынимаете одну, показываете, называете (или малыш сам называет, если уже знает эту букву) и предлагаете найти такую же в его собственной БОЛЬШОЙ и СУПЕРИНТЕРЕСНОЙ книжке. Еще лучше, если вы одновременно с ним ищете, но ребенок, ЕСТЕСТВЕННО, находит первым.

Читаем по слогам

Буквы выучили, переходим к чтению по слогам. Опять используем игры как наиболее интересный и эффективный инструмент.

Первая игра. «Маленькие слова».

Придумываете  вопросы или истории, ответ на которые состоит из двух букв.

— Что нужно кричать в лесу, если заблудишься? — Ау

— Как мычит коровка? — Му

Малыш сообразит, что только из 2-х буковок можно уже составить маленькое слово. Скажите ему, что он уже немножко умеет читать и это подстегнет его азарт к учебе.

Вторая. «Сложи слог».

Она похожа на те, в которые вы играли, изучая алфавит. Но здесь показываете по очереди две буквы, объединяете в слог и предлагаете ребенку прочесть. Можно разнообразить игру, предложив карапузу придумать интересные истории про буквы. Например: где (почему? как? зачем?) «м» нашла «а». Как потом будет называться их семья?

Третья. «Буквы-подружки».

Сочиняете рассказ о 3-х (2-х) подружках:  «с», «т», «р» (ваш вариант). Предлагаете малышу поискать в книжке (СВОЕЙ!) слова, где они все вместе. Например: страшилка, странник, страница, стрелец и т. д.

В какую бы игру вы не играли, не принуждайте ребенка, если интерес к этому занятию пропал. Только имея желание, он сможет научиться читать. А чтобы желание было, придумывайте новые игры, беря за основу вышеперечисленные. Можно предложить крохе самому придумать игру. В общем, приложите фантазию.

Учимся читать слова

К данному этапу приступаем, только когда чтение по слогам не представляет для вашего малыша никаких трудностей. Начинайте с простеньких слов из 3-х букв. Дальше усложняйте задание, увеличивая число букв. Предлагайте  ребенку на прогулке читать вывески и рекламу. ОБЯЗАТЕЛЬНО хвалите его, поощряйте, пусть у малютки закрепиться мысль, что он самый сообразительный и умный.

Ни в коем случае не торопите своего малыша. Пусть лучше он дольше читает только короткие слова, но зато у него сохраниться любовь к чтению.

 ВАЖНО!

Не называйте буквы так, как учит азбука – бэ, вэ, эс и пр.  Говорите ТОЛЬКО звук – б, в, с… Гласные произносите коротко и четко. Иначе потом у ребенка будут сложности с чтением. Вы ведь хотите, чтобы малыш читал «м-а-м-а», а не «эм-ааа-эм-ааа».

Почему нельзя использовать картинки к буквам?

Используя такой алфавит, вы осложните малышу чтение. Все очень просто. Изучая букву, возле которой находится картинка,  малыш ассоциирует изображение с буквой. Вроде то, что и нужно. НО!

Первое! Что если, например, вместо мяча (буква «М») малыш видит шар? Или «А», на которую практически всегда рисуют арбуз (чаще даже не целый, а дольку)? Как вы объясните, что это именно «АРБУЗ», а не «КУСОК» или «ДОЛЬКА»? Ведь это совсем другая буква. Ведь многие ребятишки очень часто имеют свой особый взгляд на вещи. Вы можете быть уверены, что ваш ребенок на картинке видит именно нужный предмет? Что если «Ш» у него ассоциируется со словом «МЯЧ», или наоборот? Ошибки при чтении ему наверняка обеспечены.

Второе! Вы сделаете медвежью услугу ребенку, так как каждый раз при чтении ему придется проделывать трудную умственную работу. А то, как же! Если кроха выучит буквы при помощи изображений, каждый раз ему придется в голове к КАЖДОЙ букве подбирать образ. Потом, произнеся про себя слово к картинке, выделять нужный звук. В конце, нужно все выделенные звуки объединить в слово. И т. д. и т. п.   Представили себе эту титаническую работу мозга? Бедный малыш! После подобного «чтения» он устанет, как прилежный студент после сессии. А возможен вариант, что ему вообще перехочется читать.  И оно вам надо?

Эпилог. Читаем по слогам, и не только

В завершение, хочу вспомнить о самых современных способах обучения. Я думаю, вы догадываетесь, о чем речь? Конечно же, о компьютерных играх. Несомненно, сидеть за компьютером вредно, но таково уж наше время. Существует огромное количество обучающих игр. Главное помните! Не предлагайте ребенку игру, в которой буквы сопоставляются с картинками.

А так, дерзайте! Все в ваших руках! 

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

2 комментария

  1. Помню в детстве всегда просила маму мне почитать, а вот самой чтение давалось трудновато.

  2. Интересно, спасибо за действительно полезную статью.

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *