Знакомо ли Вам то наваливающее чувство безысходности и беспомощности, когда ребенок не хочет учиться, а что делать с этим — Вы не знаете? Знакомо? Ну, значит Вы не одиноки.
Потому что практически каждый второй из нас рано или поздно сталкивается с этой же проблемой. И неизбежно задается вопросом: как заставить ребенка учиться, как заинтересовать его? Как стимулировать, разбудить в деточке тягу к получению знаний?
Можно сколь угодно долго и муторно выдумывать решения. А можно посмотреть на то, как это получилось сделать у других.
Может ли ребенок любить учебу? Может ли сам, без принуждения и контроля заниматься не только школьными уроками, но и дополнительным образованием?
Может, и еще как!
Есть ли тут какой-то секрет? Ну а как же! 🙂
Какой? А вот прочитайте что пишет об этом наш добрый знакомый, поэт, писатель, художник, музыкант и филосов Терентiй Транiкъ.
Может быть, именно его успешный опыт Вам поможет. И Вы никогда больше не зададите этот несуразный вопрос «как заставить ребенка учиться?» 🙂
Терентiй Транiкъ
Золотой ключик
Мне действительно повезло в жизни, и я много где и чему учился.
Как только у меня возникал интерес или явная необходимость узнать, то я сразу шел этому учиться. А учился я и в школе, и в кружках при районном доме пионеров, учился в студиях, в училищах, да ещё и не в одном, учился в институтах.
А уж сколько курсов окончил и вообразить трудно, причем все они весьма разные – от нетрадиционной медицины до кулинарного искусства. И, видимо все это потому, что я к учебе никогда не относился как к чему-то статичному – мол, выучился и всё.
Нет, все не так. Я учился по собственным требованиям, где сама жизнь мне подсказывала, куда надо бы пойти и подучиться, дабы более полно освоить и понять то, что меня сейчас интересует. Вот я и шёл.
Вспоминая с благодарностью всех своих учителей, а с некоторыми из них у меня и по сей день теплые дружеские отношения, я прежде всего вспоминаю свою первую школу, под номером 47, свой первый класс «А» и свою, именно, первую учительницу Нину Николаевну Белкину.
Папа много тогда снимал на фотоаппарат, и у нас сохранились фотографии тех лет, начиная с выхода из дома с букетом цветов первого сентября.
До сих пор помню этот горьковатый запах астр. Астры и по сей день мною любимы, как и любим запах читального зала библиотеки, запах учебников, тетрадей, портфеля, школьного буфета, классов, коридоров.
Советская, старая, да еще и московская школа тех лет отличалась какой-то фундаментальной значительностью, основательностью, неким собственным, я бы сказал имперским, величием ко всем в нее входящим.
Было оно и в ее учителях, и в их требованиях, и в этих четырехметровых классных потолках, этих наклонных партах, бумажных глобусах. Помню учителей, особенно женщин, подавляющее число которых носило юбчатые костюмы и пучки на голове.
Знала ли Инесса Львовна, высокая, статная брюнетка, чем-то похожая и по голосу, и по манерам на Фаину Раневскую, что тот мальчик, который так не любил русский язык и литературу в четвертом классе, вырастет человеком, для которого общение со словом станет первостепенным в жизни?
Понимала ли она, что именно из-за ее неимоверной строгости и требовательности, у меня и произошло это необъяснимое мною и по сей день, понимание языка – когда, однажды, стоя у доски и дрожа всем телом, я вдруг в один миг понял сразу почти все правила родной речи.
Я перестал бояться школы, уроков, больше не дрожал, когда слышал всем знакомое «к доске пойдет…», этот магический возглас, когда все мы невольно опускали ниже головы и переставали дышать.
Пожалуй, школа совершила для меня самое главное, на что она способна.
Думаю, что это волшебство передается именно в начальной школе, а закрепляется в нас уже на протяжении всех оставшихся лет посещением средней.
Научить учиться – звучит почти афористично, метафорно, красиво. Научить высекать, когда есть на то необходимость, искру и разжигать огонь. Не ходить с огнем знаний, горящим факелом, день и ночь, а именно возжигать его по необходимости.
Теперь мне понятно, почему я так всегда любил учиться. Просто я никогда не уставал от этого и не ходил с горящею свечою знаний целыми днями, а возжигал ее только тогда, когда нуждался в новых знаниях, другими словами я понимал где, как и у кого их получать.
И в этом удивительном опыте первая и наиважнейшая заслуга принадлежит моим учителям, учителям в начальных классах.
Как-то, перечитывая свои ранние записи, я наткнулся на строки: «В моей жизни нет иной школы, кроме начальной, — писал я, — и все потому, что она и есть тот универсальный ключ, настоящий золотой ключик, который и по сей день отпирает для меня двери любой кафедры.
Прошло более десяти лет от той записи, а универсум остается неизменным.
Осень. 2013 г.
Т.Травнiкъ «Дневники»