Помните этот бессмертный диалог логопеда с ребенком из кинофильма «По семейным обстоятельствам»? Прекрасная демонстрация того, каким логопедам вынуждены были доверять родители своих детей в советское время! 🙂
Смех смехом, но ведь и сегодня далеко не все логопеды не могут исправить ребенку такой «фефект фикции». К счастью, есть и иные специалисты, более профессиональные. Вот с советами именно такого — хорошего логопеда мы Вас сегодня и познакомим.
Так как же научить ребенка правильно говорить не только звук «р», но и другие тоже?
Для освоения навыка правильного произношения проводятся занятия, состоящие из комплекса артикуляционных упражнений, игровых приемов, формирования речевого дыхания и языкового анализа. Упражнения направлены на коррекцию неправильного произношения звука «л» в виде его пропуска в слове, замены на звуки «й» и «у» и смягчение (невозможность постановки твердой «л»).
Для занятий организуется спокойная обстановка и налаживаются доверительные отношения с ребенком. В первые дни, чтобы избежать переутомления и не отбить интерес, упражнения на букву «л» для детей проводятся 1-2 раза в день не более 5 минут. В процессе обучения важно хвалить ребенка и поощрять. Не допускается критика и наказания за ошибки.
Правильная артикуляция
Артикуляционная гимнастика для звука «л» проводится 2-3 раза в день по 5 минут, стоя или сидя у зеркала, чтобы ребенок видел, как происходит образование звуков. Для закрепления двигательных навыков каждый прием выполняется 5-7 раз. Начинать нужно от простых элементов артикуляции, заканчивая более сложными по технике.
Все упражнения на букву «л» для ребенка выполняются под наблюдением взрослого, который контролирует точность, плавность, темп и последовательность движений. Если у ребенка что-то не получается, ему помогают, удерживая губы, подбородок или язык подсобными предметами (ручкой, чайной ложки, пальцем) для достижения нужного положения в произношении звуков.
Чтобы поставить ребенку букву «л», нужно добиться правильного положение органов, с помощью которых образуется звук. Губы должны быть расслаблены либо находиться в положении гласного, следующего за буквой «л».
Рот приоткрыт, а расстояние между верхним и нижним зубным рядом не более 4 мм. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы, корень приподнят и оттянут назад. При этом прогиб спинки языка образует углубление в виде ложки. Такое положение обеспечит прохождение воздушной струи на выдохе по боковым поверхностям языка.
А также читайте, как научить ребенка говорить букву «р» →
Чтобы научить ребенка говорить твердую «л» необходимо проделать следующее:
- Попросить широко улыбнуться и зажать кончик языка между зубами.
- Произнести долгие и тягучие звуки «а» и «ы». При этом издается звук, похожий на твердый «л».
- Закрепить полученный звук «л» с гласной «а»: ал, алла, ла.
- Добавить слоги с гласными «ы», «о», «у»: ала, ало, ылы, лу, и другие.
- Для закрепления повторять слова и словосочетания со звуком «л».
Речевая гимнастика
Речевая гимнастика формирует правильное дыхание, что способствует улучшению звукопроизношения и дикции. Упражнения позволяют добиться умения длительного ротового выдоха и экономного расхода воздуха во время речи.
Положение при выполнении речевой гимнастики:
- акт дыхания сопровождается опущенным и неподвижным плечевым поясом;
- грудь равномерно поднимается и опускается на вдохе и выдохе;
- живот на вдохе поднимается, на выдохе опускается;
- вдох происходит через рот;
- вдох короткий, выдох – длительный, плавный;
- речь начинать после вдоха, не задерживая дыхания;
- говорить исключительно на выдохе.
Упражнения
Упражнения на букву «л» для детей включают в себя следующий комплекс:
- «Индюк». Ребенок имитирует индюка, который «поет» свою песенку. Язык поднимается к верхней губе и поглаживает ее, проводя вперед и назад. Движения медленные, с последующим ускорением и добавлением голоса.
- «Гудящий пароход». Кончик языка прикусывается между зубами и на выдохе произносится гласная «ы». Среди гула, напоминающего звук парохода, появляется звук «л».
- «Вкусное варенье». Чтобы упражнение было эффективным, применяют мед или варенье. Верхняя губа ребенка смазывается сладким, а широкой частью языка нужно слизывать варенье или мед движением сверху вниз. Необходим контроль над нижней челюстью, которая должна оставаться неподвижной.
- «Самолет гудит». Ребенок широко улыбается, проталкивая кончик языка между зубами, и произносит тягучую гласную «ы».
- «Качели». Растянуть губы в улыбке и попеременно касаться широким языком верхней и нижней губы либо внутренней поверхности зубного ряда сверху и снизу.
- «Иголочка». Рот находится в открытом положении. Язык максимально вытягивается вперед и удерживается до 15 секунд. Затем убирается за нижние зубы.
- «Щелчки». Широкой частью кончика языка прикоснуться к выступу за верхними зубами и быстро отвести назад. Будет слышен характерный щелчок. Упражнение выполняется медленно с постепенным ускорением.
- «Блинчик». Ребенок растягивает губы в легкой улыбке и кладет язык на нижнюю губу так, чтобы она не подворачивалась. Положение удерживается до 10 секунд.
- «Катушка». Кончик языка находится на выступах за передними резцами. Спинку языка выгнуть, выкатить вперед, затем убрать вглубь рта. Создается имитация перекатывания катушки.
Когда нужно обращаться к логопеду
Неправильное произношение букв у детей служит причиной отклонений в развитии памяти, мышления, воображения и формирует трудности в общении. К логопеду нужно обратиться, если ребенок в 5-6 лет: шепелявит, имеет словарный запас менее 3000 слов, неверно произносит звуки и самостоятельные занятия по исправлению дефектов речи не принесли результата.
Своевременное устранение недостатков произношения с помощью гимнастики поможет выработать у ребенка приятную и грамотную речь, повысить самооценку, а также предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.