Методики развития речи у детей. Обзор и рекомендации
Главная / Методики развития / Обзор самых эффективных методик развития речи у детей

Обзор самых эффективных методик развития речи у детей

Взаимосвязь между развитием речи ребенка, и развитием его мышления гораздо более тесная, чем может показаться на первый взгляд. и для полноценного развития деточки оба этих процесса, оба этапа одинаково важны. Первые проявления речи у ребенка можно наблюдать в виде крика или гуления, затем появляются в речи слога, которые перерастают в слова. Фундамент мыслительных способностей закладывается именно с раннего детства. и родителям, которые стремятся раскрыть глубокий потенциал в своем ребенке, просто необходимо уделять особое внимание речевым навыкам.

Пассивный словарный запас

Развитие речи ребенка начинается с формирования пассивного словарного запаса, когда малыш уже понимает слова и значения, но пока еще не способен самостоятельно их воспроизвести.

В этот период  рекомендуется:

· Чаще разговаривать с ребенком, комментируя все свои действия, например «мама сейчас варит кашу», «Витя сейчас кушает» и т.д.
· Называть имена родственников и их статус — бабушка Вера, тетя Маша.
· Показывать предметы, называя их. Это могут быть игрушки, картинки, предметы обихода. Чем разнообразнее они будут, тем лучше.
· Произносить слова нужно четкое и внятно. Желательно чтобы ребенок видел движения ваших губ.
· Повторять слова и выражения для лучшего их запоминания.
· Включать детские песенки и сказки для прослушивания.

Если последовательно и регулярно выполнять вышеперечисленные рекомендации, то ребенок будет быстрее развиваться, а его мыслительные способности будут возрастать. Многие специалисты считают, что в раннем возрасте детский мозг «впитывает» информацию лучше всего. И в этом возрасте проще всего «заложить фундамент» для изучения нескольких языков.

Активный словарный запас. Методики развития речи у детей

Следующим этапом в развития речи ребенка является формирование активного словарного запаса. Он характеризуется активизацией слов из пассивного словаря и правильное их применение в речи. Для развития этих навыков и существуют специализированные методики.

А. М. Бородич — автор книги «Методика развития речи детей»

методика развития речи у детей

Главные принципы методики:
· Ежедневное увеличение словарного запаса путем изучения новых слов.
· Понимание значений новых слов с помощью разбавления их другими словами. Контроль над точным воспроизведением и произношением.
· Обогащение разговорных или активных слов за счет пассивного словарного запаса.

Эта система обучения больше подойдет для детей возрастом от 3 лет и выше, которые имеют пассивный запас слов. Для активации этих слов и обучения новым следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Изучение слов по группам: еда, одежда, животные. При этом характеризовать каждый предмет, наполняя его максимальным смыслом.
2. Повторение слов и использование их в разговоре, чтоб они зафиксировались в памяти. Обучение ребенка повторять слова и выражения.
3. Использование синонимов (подобных по значению слов), антонимов (противоположных по значению слов). Показывая разницу предметов, сравнивая их.
4. Чтение книг ребенку поможет наполнить словарь фольклорными выражениями и словами.
5. Объяснение многозначности слова (ручка для письма, ручка дверная).
6. С каждым разом усложнять процесс разговора, требуя от ребенка более точного высказывания.

Г. М. Лямина — автор книги «Развитие речи ребенка раннего возраста»

В конкретном периоде развития и взросления необходимо учитывать речевые особенности и способности.

Возрастные особенности развития речи у ребенка

· Годовалый ребенок частично может произносить до 10 коротких слов или слог. К полутора годам дети правильно воспроизводят слова в 2 слога, а к трем в 75% случаев правильно произносят слова в 3 слога.
· Двухгодовалый ребенок пытается повторить произношение услышанных слов, а к концу третьего еще и исправить неправильное собственное воспроизведение.
· Дети легче воспринимают ритм слова, ударение, эмоциональность.
· Новые слова для усвоения ребенком лучше использовать в начале предложения или в конце.
· Шипящие и свистящие даются особенно тяжело. Осваивать такие слова начинают дети после 2 лет, а применять в речи только на четвертом году жизни.

Методики развития речи и общее развитие ребенка

Всестороннее развитие будет только способствовать речевым навыкам и умственным способностям.
Использование игр по методу Фридриха Фребеля способствует развитию логического мышления и воображения. Усвоение нового материала, новых навыков и умений для детей осуществляется лучше всего в игре.
В качестве игрушек используются фигуры разных геометрических форм, головоломки с блоками, оригами.

набор Фребеля

Мелкая моторика рук помогает развивать интеллектуальные способности, можно проводить с ребенком гимнастику пальцев.
Цель воспитания с использованием этой системы заключается в формирование связи — мышления с действием.

Выводы 

Ученые, педагоги и логопеды советуют не придерживаться какой-то одной системы развития, а совмещать несколько.  Об этом же пишут и на специализированных ресурсах, посвященных  развитию речи у детей. Именно такой подход дает лучший результат.
Ну а родителям следует помнить:
· Во время занятий ребенка главное заинтересовать.
· Подойти к обучению творчески.
· Обязательно предотвращать переутомление при занятиях.
· Не завышать требования, учитывая возрастные особенности и индивидуальность каждого ребенка.

Оставьте ниже свой первый комментарий на сайте и получите подарок!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

MAXCACHE: 1.85MB/0.00029 sec