Главная / Рисование для детей

Рисование для детей

Почему все дети рисуют?

Наверное, мало кто задавался вопросом, почему подавляющее большинство детей рисует, но тем не менее, во взрослом возрасте художниками становятся единицы? Даже если причислить к этой категории так называемых «домашних художников», которые рисуют для себя и близких друзей, не делая своё увлечение профессией. Дело в том, что в подростковом возрасте у многих происходит переоценка, переосмысление действительности, а это, в свою очередь связано с тем, что вступающий во взрослую жизнь человек начинает относиться к себе критически. С этой же позиции он смотрит и на собственные художественные шедевры.

Рисование для детей

В детском же возрасте человечек просто выражает себя, рисуя. Да, да. Рисование для детей — это еще один из способов самовыражения.  И ему совершенно незачем сравнивать свои «каляки-маляки» с творчеством Пабло Пикассо или Рембрандта. Главное – что-то сотворить, дать выход своим эмоциям. По большому счёту, творчество маститых людей искусства зиждется на том же самом – преобразовании собственных эмоций в творческую энергию. Именно под воздействием чувств появляются на свет величайшие шедевры живописи, литературы, музыки и зодчества. Поэтому люди веками сочиняли сказки, песни, но самое древнее искусство, о котором есть достоверные сведения у современников – это наскальная живопись. Значит и самые далёкие наши предки выражали себя через рисунок. Похоже, тяга к рисованию заложена в нас генетически.

Когда надо начинать рисовать

Многие родители считают, что самое подходящее время для занятий изобразительным искусством приходится на 3–4-летний возраст. Однако ребёнок может начать рисовать и раньше. По признанию нянечки детского сада Тамары Ивановны, у которой за плечами многолетний стаж работы с ребятами старших ясельных групп, двухлетняя детвора прекрасно рисует. Тамара Ивановна подходит к каждому и учит рисовать в середине листка круг. И пусть он получается неровный, бугристый, как картошка, но когда к нему пририсовывают размашистыми движениями лучи, всё равно выходит солнышко.

Такие простые фигурки, как ёлка из трёх треугольников или гриб, даются малышам неплохо. И главное, карапуз сам в состоянии оценить, что его рисунок похож на тот объект, который попросили изобразить. Круг, перечёркнутый крест-накрест, так похож на мячик, а квадрат – на кубик. И пусть карандаш зажат пока в кулаке, потому что моторика пальцев должна развиться чуть позже, но малыш уже в состоянии изобразить тот предмет, который сам же может идентифицировать.

Рисование для детей

В более раннем возрасте, скажем до года, тоже можно дать младенцу что-то порисовать. Его движения ещё неверны: рука начинает двигаться даже не от локтя, а пока от плеча. Да и зрение ещё не совершенно. Поэтому лист бумаги должен быть огромен. Старые обои, обёрточная бумага, лист формата А1 (ватман) – подходящее поле для «работы». И ведь дитя заметно притихнет, размазывая краску по «холсту». Теперь у малыша нет прямой необходимости выражать накопленные эмоции криком. Краски для таких занятий называются «пальчиковые». Они совершенно съедобны и безопасны для ребёнка.

Когда бутуз станет чуть постарше, можно попробовать вручить ему маркер. Во-первых, он яркий, во-вторых, корпус его толстый, а потому удобный для зажимания в кулачке. И пусть художественных способностей в таком возрасте ещё не уловить, но само занятие будет способствовать их привитию и развитию. К тому же у ребёнка будет великолепная эмоциональная разрядка, да и мелкая моторика пальцев при этом заметно улучшается.

Начинать такие занятия лучше с одного цвета краски или маркера. Затем можно перейти к другому, а потом и к нескольким цветам сразу. После того, как малыш освоит разноцветные рисунки, можно научить его смешивать разные цвета, и смотреть, какие удивительные превращения происходят с красками. Самый наглядный пример, когда смешиваются жёлтый и синий, а получается совершенно другой цвет – зелёный. Затем можно показать, как смешать красный с жёлтым или синий с красным. А потом – перейти к более сложным оттенкам.

Самостоятельные занятия рисования для детей

Однажды малыш захочет рисовать сам. Это не значит, что с этого момента надо перестать учить его технике этого дела. Потому что чадо то и дело будет приходить и теребить родителя за рукав, чтобы тот нарисовал какую-то вещь, которая не получается. Иногда можно ребёнка удивить, изобразив сложные картинки, скажем, машинку или зверя. Конечно, малыш при этом ещё раз убедится в совершенстве взрослого, и… будет повторять аналогичные просьбы постоянно. Но тут надо смотреть, хватит ли у вас терпения каждый раз откликаться на запросы ребёнка. Если да, то рисуйте так, чтобы малыш наблюдал за самим процессом. Рано или поздно сработает рефлекс подражания, и чадо «выдаст на гора» настолько же детализированные рисунки.

Если же вам попросту некогда перерисовывать по нескольку раз крылатого дракона или бульдозер на стройке, то покажите, как наиболее простым способом отобразить эти объекты. Дитя «схватит на лету» такой урок, и уже будет знать, как рисовать новый для себя предмет. И со временем усложнит его сам.

Рисование для детей

Возможно, настанет день, когда отпрыск превзойдёт родителей по художественным навыкам, и тогда стоит призадуматься, не отдать ли его в художественную студию.

Каждый художник рисует себя

У любого ребёнка богатое воображение, свой необыкновенный внутренний мир. И живя в этих созданных самим собой координатах, он старается нарисовать, прежде всего, то, чем именно он живёт в данный момент. Это могут быть любимые кино- или книжные герои, собственные игрушки, у которых как раз «происходят» какие-то новые приключения. Свой мир малыш считает прекрасным и неприкосновенным. Поэтому критиковать его шедевры не стоит. Ведь может перестать рисовать, а то и замкнётся в себе. Лучше спросить, какое имя у персонажа его рисунка, и малыш с удовольствием «сделает доклад» на тему своих игр.

Совершив такую экскурсию во внутренний мир ребёнка, можно поинтересоваться другими персонажами, узнать, как они взаимодействуют между собой. Ведь иногда в такой игровой форме удаётся выявить те переживания малыша, которые он до этого таил от вас. Психологи давно пользуются таким методом, чтобы выявить неблагополучие у детей. Методика эта нехитрая, и некоторые её моменты могут использовать и родители. Например, должно настораживать большое количество мрачных тонов в рисунках. Возможно, малыш чем-то подавлен.

И ещё один секрет: если даже ребёнок не стремится изобразить себя самого (что уже само по себе может говорить о заниженности самооценки), то он обязательно ассоциирует себя с каким-либо персонажем своего художественного творчества. И если этот персонаж маленький среди остальных, к примеру, членов семьи, это тоже сигнал к тому, что ребёнок может быть чем-то запуган и желает спрятаться. Ведь фраза «Каждый художник рисует себя» относится не сколько к портретному сходству, сколько к тому, что творится в его душе.

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *