Труд и красота

А давайте сегодня поговорим с Вами немного про такую штуку, как трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

Нужны ли они вообще сегодня в школах как учебный предмет?  Не торопитесь с ответом, не все так однозначно.

Я вот лично знаю несколько человек, которые считают, что проще всего ничему детей не учить, а показать им дорогу к магазину. 🙂 Нужно Вам, к примеру, найти МДФ накладки на двери в Киеве? Нет ничего проще. Открываете поисковик, набираете запрос и направляетесь в ближайший строймаркет.

Так ведь? Так так.

Но почему-то бОльшая половина моих знакомых с таким подходом не согласна и предлагает свой. Если не хотите, говорят, вырастить из своих деточек ленивых бездарей — обязательно нужно научить их хоть что-то делать своими руками. И не так уж важно, что именно это будет — удивительная поделка из бумаги или необыкновенная игрушка из обычных носков 🙂

игрушки из носков своими руками

Тем более,  что это совсем несложно, пока ребенок учится еще в младшей школе.

Вот тут я с ними во многом согласен.

Ну, по крайней мере, в одном согласен. 🙂 В том, что младшие школьники вообще способны вызвать умиление своей неисчерпаемой эмоциональностью, бурной реакцией на красоту, неутомимым стремлением утвердить себя в полезных делах.

Может быть, именно поэтому одной из основных целей педагогики многие  преподаватели (да и психологи тоже) сегодня считают изменение отношения к трудовому воспитанию молодого поколения? В том смысле, что  нужно  не просто учить ребятишек труду, а делать так, чтобы им это стало интересно!

А вот КАК это сделать — в этом и есть основной вопрос.

Например, в решении этой задачи огромную роль может сыграть пробуждение у ребят эстетического отношения к труду.

 

Ну что, давайте к делу уже? Хватит лить воду! К практике!

Вот Вы видели хотя бы одного папу-маму, кто не хотел бы, чтобы любимая деточка выросла трудолюбивой? Да нету таких! Конечно, все мы хотим, чтобы наш ребенок приобрел трудовые навыки.

Вот только дома вслух об этом говорить не стоит! Не следует ставить ребенка в позицию ученика. 🙂

Альтернатива? Да пожалуйста! Лучше всего  увлекает роль созидателя. Сделайте так, чтобы ребенок сам захотел что-то сотворить. поделки вместе с детьмиУвлеките его. Мотивируйте!

А наша с Вами задача — просто помочь малышу ясно представить: что ему делать, для кого делать и как делать.

Здесь как раз все просто:

Что делать?

Постарайтесь показать красочное изображение (или, еще лучше, реальный образец) того предмета, который должен сделать ребёнок. Это помогает детям конкретно представить цель своего труда.

Для кого делать?

Можно для себя, для семьи, для школы, для детского сада. И запомните: чем выше общественная значимость труда, тем сильнее его влияние на ребенка!!!
Как делать?

Дети видят образец и сами отвечают: «Делать красиво». Очень важно, чтобы они хотя бы немного были очарованы красотой изделия — образца: это чувство поможет им преодолеть трудности, которые обязательно встретятся в работе.

Постарайтесь доступно объяснить ребенку, почему он должен стараться делать вещи красивыми. Если не хватает свои слов, попробуйте так: «они доставляют тебе и другим радость. Кроме того, по красоте и изяществу вещи судят о мастере». Это, конечно, шаблон, и не самый удачный. Но вдруг сработает? 🙂

Цель поставлена. Теперь обратим внимание ребенка на красоту. Красоту форм предмета. Красоту  материалов, из которых он сделан, на красоту отделки. Поделка оригами ЛебедиИ тогда при работе над поделкой ребенок будет стремиться к красоте конкретной, осознанной.

На каждом этапе работы следует подчеркивать важность точного и красивого выполнения каждой операции!

Ну и, конечно, Ваш личный пример! Как же без него-то?

На первых порах обязательно нужно помогать детям достичь того уровня умений, который делает труд радостным и результативным.

Заключительный этап изготовления поделок — отделка.

Дети относятся к ней с самым большим интересом и увлеченностью: здесь уже реально видны результаты всех этапов работы. И изделие на глазах приобретает тот вид, который упорно хотят получить юные труженики.

Тут тоже обязательно нужна Ваша помощь. Ваша оценка чистоты и аккуратности работы, Ваше уменье вместе с ребенком порадоваться красоте сделанного, возникающей буквально на глазах.

Ну и главное, наверно!

Не менее важную роль в воспитании играет эстетика процесса труда. Та самая, красота процесса труда, которую К. Маркс понимал, как «игру физических и интеллектуальных сил». Вот такая, примерно 🙂пословицы про труд

Конечно, дети, особенно малыши, не способны испытывать такое глубокое наслаждение процессом труда или проявлять высокое мастерство. Но воспитывать эти качества нужно уже с детских лет. Или хотя бы постараться ))

Мы убеждаем детей, что процесс труда прекрасен. Особенно, когда эти самые трудовые действия осуществляются планово, точно, в разумном темпе, творчески, с любовью к делу.

Да, и вот еще что. Некоторого внимания заслуживает ведь и производительность труда, так ведь?  А дети иногда недооценивают фактор времени в работе.

Поглощенные стремлением к хорошим результатам, они с увлечением проводят операцию за операцией, думая только об одном — о качестве. 🙂 Результаты их труда отрадны, но работают они медленно. Понятно, у них надо будить заботу о темпе работы.

Это объяснимо. Ведь, безусловно, самой привлекательной для ребенка стороной процесса труда является само творчество.  Дети, как правило, с увлечением включаются в творческую работу, и эту потребность необходимо не просто удовлетворять, но укреплять и развивать на каждом этапе работы.

Поэтому, мы просто обязаны стараться так организовать труд детей, чтобы они смело вносили что-то свое и в конструкцию изделия, в способы его изготовления. Чтобы у них возникла потребность предлагать свои конструкторские замыслы.

Опыт убеждает, чем больше труд детей наполнен творчеством, тем активнее они развивают своя способности, тем глубже становится их тяга, любовь к труду.

Тогда и смысл всех пословиц и поговорок о труде станет для ребенка во многом понятней.

Согласны?

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *