Главная / Методики развития / Фефочка, скажи: «…ыба». — Селедка!

Фефочка, скажи: «…ыба». — Селедка!

Помните этот бессмертный диалог логопеда с ребенком из кинофильма «По семейным обстоятельствам»? Прекрасная демонстрация того, каким логопедам вынуждены были доверять родители своих детей  в советское время!  🙂

девочка, скажи ыба. Селедка

Смех смехом, но ведь и сегодня далеко не все логопеды не могут исправить ребенку такой «фефект фикции». К счастью,  есть и иные специалисты, более профессиональные. Вот с советами именно такого — хорошего логопеда мы Вас сегодня и познакомим.

Так как же научить ребенка правильно говорить не только звук «р», но и другие тоже?

Для освоения навыка правильного произношения проводятся занятия, состоящие из комплекса артикуляционных упражнений, игровых приемов, формирования речевого дыхания и языкового анализа. Упражнения направлены на коррекцию неправильного произношения звука «л» в виде его пропуска в слове, замены на звуки «й» и «у» и смягчение (невозможность постановки твердой «л»).

Для занятий организуется спокойная обстановка и налаживаются доверительные отношения с ребенком. В первые дни, чтобы избежать переутомления и не отбить интерес, упражнения на букву «л» для детей проводятся 1-2 раза в день не более 5 минут. В процессе обучения важно хвалить ребенка и поощрять. Не допускается критика и наказания за ошибки.

ребенка нужно хвалить и поощрять

Правильная артикуляция

Артикуляционная гимнастика для звука «л» проводится 2-3 раза в день по 5 минут, стоя или сидя у зеркала, чтобы ребенок видел, как происходит образование звуков. Для закрепления двигательных навыков каждый прием выполняется 5-7 раз. Начинать нужно от простых элементов артикуляции, заканчивая более сложными по технике.

Все упражнения на букву «л» для ребенка выполняются под наблюдением взрослого, который контролирует точность, плавность, темп и последовательность движений. Если у ребенка что-то не получается, ему помогают, удерживая губы, подбородок или язык подсобными предметами (ручкой, чайной ложки, пальцем) для достижения нужного положения в произношении звуков.

 

Чтобы поставить ребенку букву «л», нужно добиться правильного положение органов, с помощью которых образуется звук. Губы должны быть расслаблены либо находиться в положении гласного, следующего за буквой «л».

Рот приоткрыт, а расстояние между верхним и нижним зубным рядом не более 4 мм. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы, корень приподнят и оттянут назад. При этом прогиб спинки языка образует углубление в виде ложки. Такое положение обеспечит прохождение воздушной струи на выдохе по боковым поверхностям языка.

А также читайте, как научить ребенка говорить букву «р» →

как научить ребенка выговаривать букву Р

Чтобы научить ребенка говорить твердую «л» необходимо проделать следующее:

  1. Попросить широко улыбнуться и зажать кончик языка между зубами.
  2. Произнести долгие и тягучие звуки «а» и «ы». При этом издается звук, похожий на твердый «л».
  3. Закрепить полученный звук «л» с гласной «а»: ал, алла, ла.
  4. Добавить слоги с гласными «ы», «о», «у»: ала, ало, ылы, лу, и другие.
  5. Для закрепления повторять слова и словосочетания со звуком «л».

Речевая гимнастика

Речевая гимнастика формирует правильное дыхание, что способствует улучшению звукопроизношения и дикции. Упражнения позволяют добиться умения длительного ротового выдоха и экономного расхода воздуха во время речи.

речевая гимнастика для развития речи ребенка

Положение при выполнении речевой гимнастики:

  • акт дыхания сопровождается опущенным и неподвижным плечевым поясом;
  • грудь равномерно поднимается и опускается на вдохе и выдохе;
  • живот на вдохе поднимается, на выдохе опускается;
  • вдох происходит через рот;
  • вдох короткий, выдох – длительный, плавный;
  • речь начинать после вдоха, не задерживая дыхания;
  • говорить исключительно на выдохе.

Упражнения

Упражнения на букву «л» для детей включают в себя следующий комплекс:

  1. «Индюк». Ребенок имитирует индюка, который «поет» свою песенку. Язык поднимается к верхней губе и поглаживает ее, проводя вперед и назад. Движения медленные, с последующим ускорением и добавлением голоса.
  2. «Гудящий пароход». Кончик языка прикусывается между зубами и на выдохе произносится гласная «ы». Среди гула, напоминающего звук парохода, появляется звук «л».
  3. «Вкусное варенье». Чтобы упражнение было эффективным, применяют мед или варенье. Верхняя губа ребенка смазывается сладким, а широкой частью языка нужно слизывать варенье или мед движением сверху вниз. Необходим контроль над нижней челюстью, которая должна оставаться неподвижной.
  4. «Самолет гудит». Ребенок широко улыбается, проталкивая кончик языка между зубами, и произносит тягучую гласную «ы».
  5. «Качели». Растянуть губы в улыбке и попеременно касаться широким языком верхней и нижней губы либо внутренней поверхности зубного ряда сверху и снизу.
  6. «Иголочка». Рот находится в открытом положении. Язык максимально вытягивается вперед и удерживается до 15 секунд. Затем убирается за нижние зубы.
  7. «Щелчки». Широкой частью кончика языка прикоснуться к выступу за верхними зубами и быстро отвести назад. Будет слышен характерный щелчок. Упражнение выполняется медленно с постепенным ускорением.
  8. «Блинчик». Ребенок растягивает губы в легкой улыбке и кладет язык на нижнюю губу так, чтобы она не подворачивалась. Положение удерживается до 10 секунд.
  9. «Катушка». Кончик языка находится на выступах за передними резцами. Спинку языка выгнуть, выкатить вперед, затем убрать вглубь рта. Создается имитация перекатывания катушки.

речевая гимнастика. упражнения на букву Л

Когда нужно обращаться к логопеду

Неправильное произношение букв у детей служит причиной отклонений в развитии памяти, мышления, воображения и формирует трудности в общении. К логопеду нужно обратиться, если ребенок в 5-6 лет: шепелявит, имеет словарный запас менее 3000 слов, неверно произносит звуки и самостоятельные занятия по исправлению дефектов речи не принесли результата.

Своевременное устранение недостатков произношения с помощью гимнастики поможет выработать у ребенка приятную и грамотную речь, повысить самооценку, а также предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *