Вот как Вы сами считаете: какой из методов воспитания и развития ребенка самый эффективный? Личный пример любимой мам или папы? Или спланированное, аккуратное, а главное — продуманное повторение ребенком самых важных правил?
Тогда почему все успешные методики раннего развития ребенка говорят об одном и том же: главное условия успешного развития — заинтересованность в процессе самого ребенка? Почему и методика Глена Домана, и методика Монтессори построены на вовлеченности ребенка в игру?
Да, да. Ответ очень прост, как и все гениальное: потому, что самый лучший способ стимулировать интерес ребенка — предложить ему веселую и интересную игру.
Для ребенка любая игра – веселье и радость, удивление и открытия. Сам того не замечая, малыш, играя, познает мир и учится новому.
Убедительно? 🙂 Ну а то! Впрочем, знать теорию мало. Ведь теперь нужно еще понять, что делать с этой информацией нам, родителям? Какие игры выбирать?
Кто-то выбирает онлайн игры в интернете igrycity.ru. Но мы сегодня будем говорить не о них, а о контактных играх, когда ребенок развивается в играх с родителями.
К счастью, мир не без добрых людей. И когда у нас не хватает своей собственной фантазии, на помощь любезно приходят специалисты. Те самые, которые зовутся детскими психологами, и которые пишут порой весьма неплохие статьи и книги.
Вот про одну из таких отличных книг я и хочу Вам сегодня рассказать. В ней собраны несколько полезных советов и игр от детского психолога и эксперта Мадлен Дени.
Давайте вместе посмотрим и решим, так ли уж хороши ее книги, вышедшие недавно в Издательстве «Клевер». Готовы? Поехали!
Играем и учим цифры
Каждую цифру от 1 до 10 Мадлен Дени советует «запоминать» зрением, на слух и на ощупь. Поэтому в развивающих книжках на каждую из 10 цифр у Мадлен целый комплекс упражнений.
“Проиграйте” с Вашим ребенком во все из них, и цифры станут для него понятными и близкими.
Какие игры? ну вот такие, к примеру:
— Сначала напишите цифру. Попросите ребенка запомнить, как она выглядит.
— Затем — цифра нарисована блестящей краской, шершавой на ощупь. Малыш может погладить ее пальчиком и запомнить написание тактильно.
— Рядом с цифрой 1 нарисуйте предмет, например, торт с 1 свечкой.
— Цифры хорошо запоминаются на домино. На белом фоне всего 1 черный шарик.
— Напишите цифру 1 словом «один». Это поможет ребенку в будущем правильно читать числительные.
— Попросите ребенка показать цифру 1 на пальчиках.
— Попросите ребенка пальчиком проложить путь, на котором ему встретится 1 цветок, 1 человек, 1 животное.
Как подготовить руку ребенка к письму
— Нарисуйте шарики разных цветов внизу страницы. Попросите ребенка провести от этих шариков линии вверх, карандашами таких же цветов, как и шарики.
— Дорисовки. Можете нарисовать овечку, а ребенка попросить, чтобы он «накалякал» кудрявую шерсть на спинке барашка. Или чтобы дорисовал волосы человечку, которого нарисуете вы. Или полоски зебре, или радугу.
— Начните рисовать узор (самый простой), а ребенок пусть продолжит линию узора и дорисует до конца листа бумаги.
Развиваем у малыша логическое мышление
Нарисуйте на листе бумаги несколько геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Попросите ребенка, чтобы из этих геометрических фигур он нарисовал домик, машинку или что-то еще.
Учимся различать эмоции
— Вам нужно только нарисовать много кругов или овалов. А ребенка попросите пририсовать к этому «лицу» глаза, брови, рот, нос. Пусть ребенок по-разному раскрасит всех человечков и скажет, кто из человечков хмурится, кто – улыбается, кто счастлив, а кто – грустит.
— Предлагайте ребенку разные ситуации, а он пусть изображает, что чувствует. Ну, например, такие:
На тебя лает собака, что ты сделаешь?
Тебе подарили большой подарок, как ты будешь реагировать?
Ты споткнулся, что будет дальше?
Мальчик забрал твой мяч, как ты поступишь?
Запомните главное! В этом процессе важна не «правильная реакция» ребенка на событие, а то, что он различает саму эмоцию.
Развиваем фантазию. Ребенка и свою 🙂
Попросите ребенка заполнить всю страницу «мыльными пузырями», то есть зарисовать ее кружочками. А теперь пусть к этим кружочкам чадо пририсует что угодно, чтобы получились, например, крылья бабочки. Или цветочки, леденцы — да что угодно! Главное — чтобы хоть что-то получилось! Задача-то у нас — не суперскую картину создать, а развивать фантазию, так ведь? 🙂
Думаете, что это будет очень просто? Ага, щас! А вот попробуйте сделать такое же упражнение сами — узнаете каково это! Смею Вас уверить, у взрослого человека фантазия заканчивается минут через 20! Проверено на себе!!!!
Тренируем память
Возьмите любое лото. Или любые карточки с изображениями, например, животных.
Разложите их перед ребенком. Теперь попросите его отвернуться, закройте свой ладонью одного из зверей, а ребенок пусть посмотрит и вспомнит, кого не хватает? Кто остался под вашей ладонью?
Учим цвета
Нарисуйте разные предметы, к примеру — овощи. Но раскрасьте их только наполовину. А вторую половину рисунка пусть докрасит Ваш ребенок. Получится прекрасный такой натюрморт.
Развиваем мелкую моторику
Все, что Вам нужно — это белый лист бумаги, краски и пальчики. Краски лучше брать без химических добавок, и сейчас поймете почему.
Пусть Ваш ребенок окунает пальцы в краску, и отпечатывает подушечки на бумаге. Пальчиками можно даже нарисовать разные узоры.
А еще можно раскрасить свою ладонь, отпечатать на листе бумаги, а потом дорисовать картину, превратив ладошку в осьминога, паука или лебедя с крылышками.
Развиваем чувство ритма
Пусть малыш потанцует, но не просто так, а «по хитрому». Правила такие: Вы в разных темпах хлопаете в ладоши, а ребенок пусть на каждый Ваш хлопок делает шаг. Когда Вы хлопаете медленно — он делает большие шаги. А чем быстрее Вы темп ускоряете, тем меньше будут шаги деточки.
Игра на внимание и восприятие
Показывайте ребенку картинки или фотографии разных предметов. Если то, что нарисовано на картинке, пахнет хорошо, пусть ребенок изобразит, как глубоко он вдыхает аромат.
А вот если пахнет плохо, то пусть закроет носик двумя руками. (Не стОит Вам слишком уж давать волю своей фантазии, рисуя неприятно пахнущие предметы 🙂 )
Точно таким же способом можно учиться различать мягкое и жесткое. Если на картинке нарисовано что-то мягкое — картинку нужно погладить. А если что-то жесткое или колючее – нужно отдернуть пальчик.
В общем, найти занятие, которое одновременно является и и развлечением, и развивающим упражнением не так уж и сложно. Было бы желание.
Ну а если придумывать такие упражнения Вам все-таки лень — найдите еще больше увлекательных игр и полезных заданий в книгах Мадлен Дени:
«Рисуй, калякай и играй»
«Мои первые цифры, которые можно потрогать»