Нищета, триединство и понимание сущего

Все это — табулы удивительного человека.  Талантливого и невероятного. Поэта, писателя, художника и философа. Табулы Терентия Травника.

Размышления о нищете

ТАБУЛА О НИЩЕТЕ

Есть два вида нищеты. Первая, естественная, возникает там, где просто нет никакого товара — нет ни продуктов, ни одежды, ни жилья. Это нищета, связанная с общим положением дел в государстве. Она не зависит ни от денег, ни от золота, но только от тех обстоятельств, что ее породили. Это могут быть и стихийные бедствия, и войны, и особые, ленивые, черты характера самих людей.

Но есть нищета совсем иная, та самая, что появляется и процветает и при этом в, казалось бы, более, чем обеспеченных странах. И поражает она не все население, а по большей части людей вполне состоятельных. Причина у нее одна и она лежит на поверхности. Причина, как ни странно, в излишестве. Думаю, что многим приходилось слышать такие выражения, мол, «гардероб забит, а носить нечего», «что бы такое пожевать?» или «вроде всё есть, а чего-то всё равно не хватает» — все они являются признаками той самой нищеты.

Подобная нищета возникает от безалаберности, мотовства, транжирства и, в отличие от первой, гораздо труднее преодолевается в жизни. У таких людей деньги утекают так же легко, как и появляются, и всякий корм для них, как говорится «не в коня». Как правило, источником таких бед является незнание того, как зарабатываются деньги. Как говорится: легко пришли, легко и ушли. Нередко нищими становятся наследники, причем далеко немалых состояний и всё по той же самой причине. У денег есть одна особенность, ставящая каждого, кто с ними связан, перед необходимостью с ними считаться. Более того они делают человека зависимым от себя и нет большей зависимость, чем денежная.

Второй вид нищеты как раз и исходит из этой зависимости.

Каждому человеку дается на выбор два пути – создавать и разрушать. Оба пути находятся в тонкой взаимосвязи. Нельзя только создавать или только разрушать, необходим баланс. Постоянное деяние приводит к излишеству, а постоянное разрушение к нищете. Баланс между двумя началами трудноуловим и впасть в ту или иную крайность довольно легко. Неосознанное разрушение, чем по сути и являются мотовство и транжирство, также приводит к нищете.

И в завершение хочу сказать, что честно заработанные деньги и именно в том количестве, которое соответствует потраченным вами усилиям, никогда не приведут к нищете, а наоборот к постепенному росту вашего благосостояния. Всякий же случайный выигрыш, либо несоответствующий затратам заработок есть верный шаг к нищете.

Те нечастые случаи, когда финансовая помощь, оказанная человеку, всё-таки оказалась уместной, говорят только о том, что до этого им были затрачены немалые усилия в работе над тем, куда эти средства теперь им будут направлены.

ТАБУЛА О ТРИЕДИНСТВАХ

Из трех повелений души, будь то живопись, музыка или поэзия, пожалуй, музыка является самой чувствительной к дисгармонии. От малейшей фальши музыка становится немузыкой. Если в живописи еще допустимы неточности, при которых, пусть и с трудом, но всё же она устоит, а поэзия столь многослойна, что всякий элемент дисгармонии в ней может быть уравновешен как смыслом, так и эмоцией, то в музыке неточность равносильна гибели всего произведения. Творчество только тогда творчество, когда повеления нашей души: живопись, музыка и поэзия — все становится единым с повелениями в нас духа, единым с верой, надеждой и любовью, где вера сравнима с живописью, музыка — с надеждой, поэзия- с любовью.

В вере, как и в живописи, всегда много свободы, в отличие от строго детерминированных надежды и музыки, и если первые сравнимы со всяким процессом в творчестве, то вторые, безусловно, результативны, ибо ни музыка, ни надежда не могут быть условными. Всякая же подлинная поэзия основана только на любви. Будучи таковой, она, как и сама любовь, принимает в себя бесконечно свободную веру и абсолютно определенную надежду, естественно существует в гармонии музыки и живописи, по сути и являясь единственно верной формой их существования. Благодаря поэзии бессловесные музыка и живопись обрели дар слова — то Божественное содержание, которое необходимо всякому творчеству. В свою очередь, и живопись, и музыка навсегда остаются безупречной формой существования для поэтического слова.

Всякая религия и живописна, и музыкальна, и поэтична. На велениях души основан путь к Богу. Дух — он и художник, и музыкант, и поэт. Его велением были, есть и будут – вера, надежда и любовь. Когда вы общаетесь с живописью, то вы имеете радость видеть произведение веры. Слушая музыку , вы постигаете надежду. При соприкосновении с поэзией в ваше сердце входит любовь. И теперь уже это не просто основы творчества или же мудрости, но основа мудрости творческой, где вера созидает, надежда хранит, а любовь благовествует.

ТАБУЛА О ПОНИМАНИИ СУЩЕГО

Каждый из нас — абсолютно уникальная частица единого целого. Когда же мы доведем себя в качестве фрагмента целого до соответствия общему замыслу, то моментально преобразимся. Это и будет сигналом того, что мы приняты. Как это будет выглядеть? Через нас пойдет свет, тот самый, святой, настоящий духов свет, что ярче всяких солнц, но при этом никогда не слепит глаза. В момент, когда вам хорошо, этот свет и проходит через вас, а если он исчезает, то это значит, что у вас пока недостаточно ещё опыта быть с ним постоянно. Ваше сердце разлагает его на составляющие, в то время как благодатное сердце лишь пропускает его через себя, не меняя его природу. Чем ближе мы к Богу, тем естественнее проникновение в нас Святого Духа, тем меньше искажен его совершенный поток. Вся наша жизнь и есть путь души, делающий ее природу всепроникающей для Святого Духа. Благодать там, где Дух течет легко и свободно.
В физике есть такое понятие, как резистентность материала, его сопротивление. Чем выше резистентность, тем ниже проходимость электрического тока. Если бы человеку удалось достичь нулевого уровня сопротивления материала, то при прохождении тока не было бы никаких потерь , а значит, и необходимости увеличивать силу напряжения в источнике тока. Над этим работает вся современная наука – над сведением резистентности до минимума. Над этим трудится и наша духовная природа в согласии с Духом Божиим – над тем, чтобы как можно ниже было сопротивление нашей души по отношению к идущему через нее благодатному свету Святого Духа. Всякое сопротивление, творимое нами, есть наши неточности, наши ошибки, то, что мы по обыкновению называем грехами. Они-то и есть те самые резисторы нашей действительности в цепи непрекращающегося потока любви. Чем выше наше сопротивление, тем ближе наша душа к человеческому, чем ниже, тем ближе к Божественному.

ТАБУЛА О ДЕСЯТИ КАМУШКАХ

Как-то, читая лекцию, я спросил у студентов о том, для чего, по их мнению, нужны гаджеты, нужны автомобили, нужны социальные службы и дома с удобствами? Ответов было много, и, в основном , они сводились к одному: для комфорта существования. И никто из ребят не назвал главного: все это создавалось для экономии времени. Да, возраст моих слушателей был еще не настолько серьезен, чтобы задумываться о времени, но разве это могло быть оправданием тому, что почти все они постоянно спешат, суетятся и почти ничего не успевают. И тогда я сказал им правильный ответ. Не только сказал, но и сделал его наглядным.

Из своего рюкзака я достал три мешочка с мелкой галькой и поставил их перед ними на стол. В двух мешочках было по 122 камушка, а в третьем — 121. Потом сказал ребятам, что в мешочках камушки, а их количество соответствует количеству дней в году.

После этого один из студентов был приглашен к столу в качестве ассистента, и я начал давать ему несложные поручения, при этом поясняя все его действия. Один мешочек я предложил развязать и высыпать на стол все камушки, из второго попросил отсыпать примерно половину, а третий не трогать вообще, оставив завязанным. Далее попросил завязать наполовину опустошенный мешочек и вместе с тем, что вообще не был развязан, убрать со стола. Итак, на столе остались камушки из первого мешочка и примерно половина их из второго.
Я пояснил ребятам, что те камушки, которых уже нет на столе, соответствуют времени, потраченному на сон и пребывание в транспорте. Сказал, что эти затраты необходимы, но при этом они не являются активными элементами их жизни. Далее я попросил убрать со стола оставшуюся на нем половину камней из второго мешочка, пояснив, что эти дни года уйдут у них на мелкие, совсем незаметные дела, обслуживающие их существование . А если еще учитывать питание и время приготовления пищи, то… На столе оставалось содержимое только первого мешочка, из которого были высыпаны все камни. И я попросил изъять ещё примерно четверть. Их осталось всего 90.

Аудитория оживилась. Ребятам явно нравилась наглядность примера. Кто-то ушел в детализацию, кто-то задумался, а кто-то и возражал, но, в целом, все были согласны.
Я предложил ассистенту убрать примерно еще две трети камушков, пояснив, что это время будет потрачено каждым из них на просиживание перед телевизором и компьютером. Камней осталось всего тридцать, и я попросил убрать еще две трети, пояснив, что эти дни уйдут на разговоры по телефону.
Осталось десять камушков… В аудитории наступила тишина. Все явно ждали развязки драмы. В полной тишине я собрал все, что осталось, в ладонь, передал ассистенту и сказал, что эти камни соответствуют тому количеству времени, когда каждый из них сможет побыть с самим собой, поговорить с жизнью, подумать да и просто отдохнуть. И я сказал ребятам: «Это и есть настоящая жизнь, её смысл и глубина. Советую вам дорожить этим временем»

Пример явно подействовал: на следующем занятии опоздавших не было, и лекция прошла при полном внимании и с той самой тишиной, когда даже мухе летать как-то неловко, слишком уж приметной она становится…

Время пролетело, лекции закончились, на смену этой группе пришли следующие.

Так, своим чередом, прошло несколько лет. Как-то раз, прогуливаясь по ярмарке мастеров в Измайлово в Москве, я встретил свою бывшую ученицу, которая предлагала покупателям собственноручно изготовленную бижутерию. Она и тогда, будучи еще студенткой, занималась этим, а лекции мои посещала на свободной основе.

Встреча явно ее обрадовала… Мы немного поговорили, и мне был подарен браслетик, собранный из галек, соединенных веревочкой. На прикрепленной к нему бирочке было написано: «Десять камней на память. Ручная работа».

А Вы с написанным согласны? Поделитесь своим мнением!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *