Кубики Зайцева. Что...? Зачем ...? Как...?
Главная / Методики развития / Методика Зайцева / Кубики Зайцева. Что…? Зачем …? Как…?

Кубики Зайцева. Что…? Зачем …? Как…?

Кубики Зайцева. Вроде бы, мы что-то такое о них слышали, и даже знаем, что применяют их для раннего развития и обучения детей. А вот как именно применяют? Что в них такого особенного? Чем они замечательны? Вот сегодня мы и найдем ответы на массу вопросов про кубики Зайцева.

Многие взрослые до сих пор с содроганием вспоминают уроки русского языка с бесконечными диктантами и грамматическими разборами. У подавляющего большинства были и остаются проблемы с правописанием, которых можно было бы избежать при использовании правильной методики обучения чтению и письму.

Выдвигая требования к устойчивости и переключаемости детского внимания, разработчики программ начисто забывают о кубики Зайцевадетской психофизиологии.

О том, что малыши просто не могут усидеть на одном месте больше 5 минут, что им надо постоянно двигаться, задавать вопросы. Когда ребенок учится читать по классической методике, он просто связывает в одно целое букву и предмет, который обозначается этой буквой.

Например, каждый ребенок, у которого есть подобная азбука, знает, что «А» -это «апельсин» или «арбуз», а «Б» -это «бегемот» или «белка». Вот и представьте себе, как тяжело учиться читать целые слова маленькому человечку, который до этого знал буквы исключительно по тому, что они обозначают. Действительно, как ему объяснить, что зебра, арбуз, якорь и цирк –это не сами указанные слова по себе, и что из этого получается слово «заяц»?

Учитывая такие сложности, методика обучения чтению при помощи складовых кубиков была разработана для того, чтобы дети с раннего возраста учились целостному восприятию слов и слогов, а не отдельных букв. Не все методы обучения связаны с жесткой муштрой и мучениями, занятия могут проходить легко, весело и большой пользой для ребенка, закрепляя и усиливая с нем желание познавать как можно больше.

Методикой, которая позволяет обучить навыкам чтения и письма, является методика Н. А. Зайцева, представленная так называемыми кубиками Зайцева. В данной статье речь пойдет об особенностях применения кубиков в процессе обучения. Раньше кубики приходилось самостоятельно собирать и склеивать, наполнять его деревяшками или железками, чтобы все было строго по его методике. Сейчас задача родителей значительно упростилась – можно приобрести базовый комплект кубиков Зайцева, куда входят не только кубики, но и описание и пособие для взрослых, которые будут заниматься с ребенком, и компакт-диск.

Чтобы облегчить детям образование ассоциативных связей не с образами конкретных животных или чего-либо в таком же духе, кубики Зайцева (их всего в комплекте 61) расписаны слогами или складами. Такая особенность позволяет детям связывать слоги в осмысленные слова намного быстрее.

Чтобы облегчить детям задачу запоминания, кубики в комплекте различаются по весу, цвету, звуку, издаваемому наполнителем, величине. Однако ввиду того, что многие кубики имеют парные сочетания одних и тех же букв, ребенку нужно научиться различать около 40 кубиков.

Кубики Зайцева расписаны складами таким образом, что согласные сгруппированы с гласными по принципу «твердые-мягкие», гласные представлены в кубиках «золотого» цвета, согласные –с гласными –«деревянные» и «железные». Чтобы показать детям, как правильно ставить ударение, нужен только один белый кубик –с соответствующим знаком.

Например, собрали из кубиков слово «сосульки», группируя кубики таким образом : слог «СО»-деревянный большой кубик, «СУ» -то же самое, «ЛЬ»-маленький железный кубик и слог «КИ» -еще один маленький деревянный кубик. Выстроив слово в одну линию, над слогом «СУ» делаем пристройку знаком ударения.

Если дать пятикласснику провести самостоятельно фонетический разбор этого слова, то возможны серьезные затруднения, связанные, к примеру, с определением таких понятий как звонкий или глухой звук, парный –непарный, твердый или мягкий. Некоторые школьники умудряются путать между собой гласные и согласные звуки.

А тут, занимаясь с кубиками Зайцева, дети не вникают в академическое содержание понятий фонетики, они просто могут это пропустить через чувственное восприятие. Если звук звонкий, то кубик из железа, со звенящим наполнителем, если глухой –то деревянный, с соответствующим наполнителем.

Каждый кубик представлен конкретным чувственным образом. Ведь эти кубики можно попробовать на вес (какие полегче или тяжелее), на звук (железные кубики при падении или постукивании о другой предмет издают больше звона), по цвета (одиночные гласные –кубики золотого цвета).

Еще один неоспоримый плюс –это обучение правописанию. Взрослый помогает детям складывать слова правильно, и они запоминают это очень легко. Если исходить из перечня орфограмм русского языка, то первые орфограммы, примерно с первой по четвертую, посвящены понятию безударных гласных в корне слова. При этом надо различать те, которые проверяются при помощи измененной словоформы или однокоренного слова, и те, которые надо просто механически запоминать, потому что проверочного слова нет.

Даже если у ребенка нарушен фонематический слух, то благодаря созданию зрительного образа слов при помощи кубиков он легче осваивает их правильное написание. Взрослому нужно просто вовремя давать детям познавательную задачу –найти такой-то кубик, переложить туда, убрать такой-то кубик и и.д.

Для ознакомления с кубиками можно дать детям задания сгруппировать кубики, что они делают с большим удовольствием –отдельно собирают маленькие и большие, отдельно – кубик с железками или деревяшками внутри, отдельно-кубики разных цветов. Для более прочного закрепления материала имеет смысл пользоваться таблицами, которые должны быть развешаны по периметру комнаты, чтобы дети могли устраивать поиск глазами и всем телом, поворачиваясь в сторону искомого элемента.

Таблицы нужно размещать на высоте выше 150 см от пола, чтобы дети смотрели вверх, не сильно напрягая мышцы шеи и глаза. Это помогает корректировать зрение и осанку детей, ведь по методике Зайцева детям просто не надо садиться за парту, чтобы выполнять поручаемые им задания.

Благодаря постоянному движению, не происходит застоя крови в теле, не возникают неприятные болезненные или покалывающие ощущения. Кроме того, если ставить кубики на достаточной высоте, но так, чтобы ребенок мог до них дотягиваться, можно развивать и крупную моторику.

Чтобы поощрить в ребенке познавательный интерес, можно взять его любимые игрушки, расставить их в разных местах комнаты и из кубиков составить их названия. Ему будет интересно заниматься, особенно, если кубики со складами расположить вразброс. Пусть ребенок побегает, чтобы собрать их –двигательная активность только пойдет ему на пользу. Можно загадывать разные загадки, а ответы на них выкладывать буквами из кубиков.

Да много чего еще можно придумать! А вы как используете кубики Зайцева? Или считаете, что все это чушь и пустая трата времени?

Оставьте ниже свой первый комментарий на сайте и получите подарок!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

MAXCACHE: 1.85MB/0.00041 sec