ТЕРЕНТIЙ ТРАВНIКЪ. Биография и творчество

ТЕРЕНТIЙ ТРАВНIКЪ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Т Травнiкъ:  Я всего лишь точка в последней строке своей поэзии. Все остальное дело рук Божиих

Как быстро летит время… Мы живем в ускоренном ритме нашего времени, мы – разные, но есть нечто, объединяющее нас – это время нашей жизни. Именно оно и делает всех нас едиными в нашем временном пространстве. Все мы – современники. Время нашей жизни незаметно для нас самих меняет нас изнутри, меняет наши взгляды на жизнь, наши мысли. В поэтических сборниках поэт делится со своими читателями новыми взглядами на вечные жизненные темы и обновленными чувствами, появляются новые сюжеты для стихотворений и поэтические находки. Неизменными остаются, с одной стороны, зрелость и глубина, а с другой – легкость и простота поэтического слова автора. Все возрастающий интерес к поэтическому творчеству  Травнiка вызывает неменьший интерес и к самому автору: откуда эта глубина и зрелость, а вместе с тем простота восприятия льющегося слова? Терентiй Травнiкъ – незаурядная личность среди наших современников. Многолетняя творческая дружба и сотрудничество с ним позволили мне рассказать в этой статье об основных вехах творческого пути и многогранности его личности и таланта. По форме данная статья – это своеобразная, наиболее полная на сегодняшний день, творческая биография Терентiя. Итак, начнем с самого начала, от истоков: 

Терентий Травник

ТЕРЕНТIЙ ТРАВНIКЪтворческий псевдоним Алексеева Игоря Аркадьевича – современный русский поэт, философ, публицист, художник и композитор. Родился 23 июня 1964 года в Москве, на Плющихе в семье Алексеевых Аркадия Павловича и Людмилы Георгиевны. Аркадий Павлович – отец поэта, родился в многодетной семье, в Москве на той же Плющихе. В годы Великой Отечественной войны две старшие сестры и брат воевали на фронте, а младший Аркадий был определен в Суворовское военное училище. По окончании учебы служил в армии, а позже, выйдя в отставку, работал инженером-конструктором в КБ Томилинского электровакуумного завода. Аркадий Павлович обладал незаурядными творческими способностями: постоянно что-то изобретал и усовершенствовал, на работе подавал много рацпредложений, прекрасно рисовал, писал стихи и прозу. Серьезно увлекался музыкой, играл в любительском джазовом оркестре.  Людмила Георгиевна – мать поэта, родилась в Москве,  жила на Плющихе, имеет высшее образование, которое получила на юридическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. После окончания университета работала прокурором  в прокуратуре Московской области, а затем была избрана судьей Московского областного суда. Имеет почетное звание – заслуженный юрист Российской Федерации. Детство и отрочество Терентiя прошло в центре Москвы, в 3-м Ростовском переулке. Дом, в котором  жил поэт, когда-то принадлежал фабриканту Сушкину Н.О., и за ним так и сохранилось название – Сушкин дом. Стоял дом на высоком холме – левом берегу Москвы-реки, имеющем давнее историческое название Мухина гора, на современных картах Москвы это место обозначено, как Ростовская набережная. Первый официальный поэтический сборник Травнiка вышел в свет в 2007 году и  назывался «Сушкин дом на Мухиной горе».

            Терентiй Травнiкъ имеет художественное и музыкальное образование. Много путешествует по России. Лауреат литературных конкурсов, главный редактор православной газеты «Сад духовный», автор известной, неоднократно издававшейся философско-публицистической книги  «Лучина» и книги афоризмов «Пути-дороги», в которую вошли более 1000 афоризмов автора, написанных им за четверть века с 1987 по 2012 год.

За последние годы, помимо философской прозы, издано более 40 книг и поэтических сборников. Наиболее известные из них: «Благодарение», «О чем поведала печаль», «Межа», «Тихий Свет», «Разнотравье», «Светец», «Ромашкин снег», «Любовь», «Из дневника художника», «Сушкин дом на Мухиной горе», «Странница страница», «Золото Фиолетовых чернил», собрание сочинений в 4-х томах «Белокнижье», «Времена года», «Осенняя тетрадь», «Цветная жизнь», «Перелистывая жизнь», «Альфа Вита», «Цветная музыка души», «И музыка, и цвет…».

В своих произведениях поэт постоянно обращается к духовному возрождению России, ее патриотическому наследию, к высоконравственным общечеловеческим ценностям, заложенными веками в сознание нашего народа.

Особое место в своем поэтическом творчестве Травнiкъ отводит детям. С 2000-го года в издательствах «Светец», учредителем которого является сам поэт, а также в издательстве «Слово» и «Нестор» в Санкт-Петербурге вышли такие книги Терентiя Травнiка для детей, как «Бим-бом день за днем», «Ёжки-Пажки», «Ходики», «Совсем, как взрослый», «Жу-жа-жи», «Юный художник», красочный альбом «Травнiкъ – детям», «Кто там в море…». Поэт Терентiй Травнiкъ – хранитель сказочного мира – создатель таинственной  страны для детей Гугушатии

Под руководством Терентiя вышла большая серия художественных открыток «Песнь земли русской», «Московские дворики», «Монастыри Москвы», «Соловецкие острова», издан великолепный альбом о Москве с фотографиями Терентiя «Москва московская». Не один год книги поэта иллюстрируют такие известные мастера графики, как Дамиан Утенков, Наталья Артемова, Александр Антонов, художники Ирина Сурина, Александр Хасминский, Алена Ромадина, Ирина Черная.

Терентiй Травнiкъ – автор мемориально-патриотического проекта «Вечный май» – посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 над фашистской Германией.

С 2009 года Терентiй Травнiкъ является учредителем Всероссийской некоммерческой художественной галереи Delon’ь (Дэлонь), которая поставила перед собой задачи заниматься только благотворительными выставками для пенсионеров, малоимущих семей, детей и инвалидов. Галерея Delon’ь появилась в 1984 году, ее создатель Т.Травнiкъ решил таким образом сохранить во времени подаренные друзьями картины, он же дал ей и название. Идея галереи окончательно утвердилась к 1989-му году, а с 1990 года, когда у Травнiка появилась возможность работать в собственной мастерской, галерею пополнили и его работы. Травнiкъ, имеющий философский взгляд на мир, умело передает в своих картинах глубину увиденного им за внешней оболочкой всего существующего в мире вещей. Его живопись символична и неоднозначна. Большая часть полотен Травнiка находится в частных коллекциях и время от времени выставляется на международных и региональных выставках. В книге «Осенний минор», написанной Терентiемъ в начале 90-х годов XX века, собраны не только иллюстрации некоторых картин художника, но и комментарии к ним самого автора, что само по себе представляет немалый интерес и ценность.

Терентiй Травнiкъ известен не только как музыкант и исполнитель в группе «Ноевъ Ковчегъ», созданной в 1979 году в  Москве, но и как композитор.  В 2003 году Травнiкъ создал проект «Le‘mur records», в котором продолжил развитие своего собственного музыкального творчества, а в 2004 – он создает «Tetra» – новый проект инструментальной музыки, начинает записывать песни под гитару на собственные стихи и музыку. Как композитор Терентiй реализовал себя и в жанре авторской песни, и в стиле этно-фьюжн, и в стиле «sensound music», им написано более двухсот инструментальных произведений. С 2006 года Травнiкъ начал писать симфоническую музыку, одним из первых его сочинений в этом жанре стала Simphostory  «Ghugushatiah», а позже был создан цикл из 12-ти концертов духовной музыки, посвященный двунадесятым праздникам Русской Православной Церкви: «Крещенский концерт», «Благовещенский концерт», «Троицкий», «Крестовоздвиженский» и другие. Завершением цикла стал Большой Пасхальный концерт для фортепьяно с оркестром.

Многие годы поэт принимает активное участие в возрождении православных храмов. При его участии и творческой поддержки строились и восстанавливались такие храмы, как Крестовоздвиженский и Рождества Христова в селе Мелихово в конце 90-х годов XX века, храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Булатниково, храм Рождества Христова в селе Сенино, храм Свт. Николая в Бирюлеве, в Москве, храм Казанской иконы Божией матери в Узком, восстанавливался иконостас в Троице-Даниловом монастыре в Переславле в середине 90-х XX века. Терентiй является собирателем и хранителем православных фотолетописей, созданных им и киноархивов восстановительных работ Подмосковных храмов. В конце 90-х годов XX века по его инициативе и по его же эскизам создан Большой крест мощевик, ныне хранящийся в храме Зачатия Свт. Православной Анны в городе Чехове Московской области.

В 2009 году за усердные труды во Славу Русской Православной церкви, поэт и публицист Терентiй Травнiкъ был награжден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

           

Особого внимания заслуживает образовательная программа «Часы», созданная Травнiкомъ. Эта уникальная программа включает в себя познавательные лекции, записанные автором на диски, в его исполнении.  В основу этих лекций легли материалы книг из научно-популярной литературы и музыка, написанная Терентiемъ. Программа состоит из отдельных циклов, посвященных разным направлениям науки и искусства: «Час музыки», «Час литературы», «Час искусства», «Час философии», «Час науки», «Час таинственного» и «Час духовного наследия», знакомя своих слушателей с жизнью и творчеством великих композиторов, поэтов, художников, а также жизнью и деятельностью ученых,  отцов Церкви и философов, оставивших свой глубокий след в истории нашей цивилизации. Программа насчитывает 50 компакт-дисков с общим временем звучания более70 часов.

Травнiкъ является создателем более 80 фильмографик (авторское название), где объединены фотография, музыка, живопись и слово – эти работы сегодня смотрят во всем мире. Особой популярностью пользуются фильмографики  «Гугушатия», «Вечный май», «Благословенный путь», «20 лет под кроватью» по рассказам Виктора Драгунского, «Вовек не забыть», «Засыплет снег дороги» на стихотворение Бориса Пастернака и многие другие.

Заканчивая работу над статьей, просматривая нашу переписку с Травнiкомъ, неожиданно для себя, наткнулась на письмо от Терентiя, написанное им в июне 2011 года. Письмо поразило  своим созвучием с темой в данной статье, цитирую: «Мое творчество – это послание в будущее от всех нас, всех, кто в этом времени. Очень скоро сотрутся воспоминания о нас, даже у наших внуков. Такова реальность. Через какие-то 20-30 лет от большинства из нас не останется ничего, кроме имени в заупокойной записке. Но картины, песни, музыка и самое главное – КНИГИ, продолжат нашу жизнь, напоминая потомкам о нашем времени, и так ярко, как будто это все здесь и сейчас. Вечное Настоящее! Откройте Библию, Дао, Бхагават Гиту, читайте! А ведь это не сотни, а тысячи лет назад. Не в этом ли величайшая сила и тайна художника – ткать время! Под парусами Поэтического слова мы, Современники, отправимся ВМЕСТЕ в удивительно прекрасное путешествие – Вечность. И когда рассеется наш прах, и истлеют кости наших потомков, а пепел развеется навсегда, струганные доски нашего фрегата будут по-прежнему сверкать явью и новизной в туманах грядущего. И никто не будет забыт! В этом и есть Божественная сила творчества. Аминь».

Литературный критик, психолог, публицист

Ирина Михайловна Соловьева

Кстати. Каждое лето поэт Терентий Травник проводит литературно-художественные конкурсы для детей на своей даче. Первые участники конкурсов уже выросли и теперь принимают участие в обучении малышей. Конкурсы называются «Лето в Жамочкино».

фото ТТ и дети

На фотографии победители конкурса лета, 2013 года. Алиса, Сашенька, Катерина и Анюта.

Ну и в завершение  — буктрейлер «Ходики»

Оставьте ниже свой первый комментарий на сайте и получите подарок!

5 комментарии

  1. Прекрасная статья, полная и раскрытая, написанная с любовью и пониманием смысла жизни поэта. Ирина Михайловна мастер своего дела! Но этого не было бы, если бы не творческий Гений Терентiя Травнiка, не его светлая душа, не его мудрость, а главное желание прожить жизнь не зря, посеять как можно больше добра, поделиться своим светом. Он учит людей самому главному – дорожить близкими, любить свой край, и проживать свои жизни, не расточая драгоценные минуты. В своей жизни Т. Травнiкъ «наследил» великолепными стихами, бесподобной музыкой и замечательными мыслями, а сколько радости от его творчества нас ждёт ещё впереди! Это счастье быть знакомым с ним и его трудами. Если в следующей жизни мне посчастливится родиться с Т. Травнiком в одно время, я бы хотела узнать его пораньше, чтобы она была наполнена смыслом, начиная с более ранних лет.

  2. ИНОЕ МНЕНИЕ

    Да, очевидно, что ни Терентiй Травнiкъ, ни исследователь его творчества «от скромности не умрут». Все, о чем пишет поэт, преисполнено гордыни и самомнения, во всем сквозит претензия на собственную исключительность. Поэтому поэт считает возможным написать следующие строки: «Мое творчество, это аккорд из великой симфонии вечности». Когда у иеромонаха Романа спросили, как совместить творчество и ревность о спасении, он ответил следующее: «Без смирения это невозможно. Без смирения вообще ничего невозможно. А бывает, что одаренность человека вызывает одуренность, но тот, кто впал в это состояние, ничего плохого за собой не замечает. Старцы – они ходят перед Богом. Это отражение, роса Божия, в идеале и поэзия должна быть именно такой. Часто тот, кто занимается искусством, печется не о душе, а о собственном имени. Принимая даже малую похвалу, начинаешь исторгать из себя такое, что потом придется долго и тщательно отмываться».
    Но в чем права Ирина Соловьева, так это в том, что поэзия обладает мощным эмоционально-психическим воздействием на душу читателя. Действительно, по отзывам и комментариям к стихам Травнiка, мы видим, в какое заблуждение вводят читателей его поэтические фантазии. Так, например, некая Елена, начитавшись его псевдоправославных стихов, пишет:
    Если в следующей жизни мне посчастливится родиться с Т. Травнiком в одно время, я бы хотела узнать его пораньше, чтобы она была наполнена смыслом, начиная с более ранних лет». (Видимо, имеется ввиду реинкарнация). В действительности, используя авторитет Церкви, Травнiкъ берет от Православия только внешнюю форму, вкладывая в нее свое, весьма произвольное, содержание. Он предлагает свою «технологию» на пути к Богу в свете оккультно-мистических знаний, информации, «получаемой» им по контакту с духовным миром и Богом. Для придания весомости своему «православному» творчеству Травнiкъ дает ссылки на Священное Писание и святоотеческую литературу, которые трактуются в нужном ему контексте.

  3. ИНОЕ МНЕНИЕ

    Большую ответственность перед читателями за подмену истинной духовности лживой, наряду с самими авторами, несут такие литературные критики и исследователи, как Ирина Соловьева. Вот некоторые примеры ее бездумного и безответственного возвеличивания одного полюбившегося поэта Терентiя Травнiка.
    В своих статьях она, не сомневаясь, называет Терентiя Травнiка апостолом, миссионером, гением, сравнивает его стихи с псалмами царя Давида, перечисляет его многочисленные заслуги перед Родиной, русским народом, Русской Православной Церковью. И все это с негласного одобрения поэта. Но разве по-настоящему духовный человек позволит своему окружению писать о себе такие славословия? Разве истинно духовный человек будет похваляться своими заслугами перед Русской Православной Церковью?
    Ирина Соловьева, как видно из ее статей, сеет в душе Терентiя Травнiка ядовитые семена уверенности в собственной исключительности, взращивает чувство крайней духовной гордыни, о последствиях которой достаточно много писали святые отцы. Таким образом, мы видим в статьях Ирины Соловьевой ее рассуждения о христианстве, Православии, цитаты из творений святых отцов, отрывки из Библии, Евангелия, но совершенно очевидно, что она – человек далекий от Православия, не церковный. Иначе бы она знала два постулата Православия:

    1. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…

    2 …От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься

  4. ИНОЕ МНЕНИЕ

    Весь интернет пестрит хвалебными статьями о Терентiи Травнiке, автором которых является Ирина Соловьева — литературный критик и публицист, исследователь творчества одного полюбившегося поэта. Читателям представляется этакая лубочная картинка жизни и творчества поэта. Обычно это детские сайты и сайты, подающие себя, как православные. В своих статьях она, не сомневаясь, называет Терентiя Травнiка апостолом, миссионером, гением, сравнивает его стихи с псалмами царя Давида, перечисляет его многочисленные заслуги перед Родиной, русским народом, Русской Православной Церковью. И все это с негласного одобрения поэта. Но разве по-настоящему духовный человек позволит своему окружению писать о себе такие славословия? Разве истинно духовный человек будет похваляться своими заслугами перед Русской Православной Церковью?
    Если внимательно познакомиться с философской, религиозной поэзией Травнiка, то на самом деле мы увидим нагромождение оккультно-эзотерических банальностей. Используя авторитет Церкви, он берет от Православия только внешнюю форму, вкладывая в нее свое, весьма произвольное, содержание. Он предлагает свою «технологию» на пути к Богу в свете оккультно-мистических знаний, информации, «получаемой» им по контакту с духовным миром и Богом. Для придания весомости своему «православному» творчеству Травнiкъ дает ссылки на Священное Писание и святоотеческую литературу, которые трактуются в нужном ему контексте.
    Так, например, тема пустоты является сквозной темой его творчества: «Пустота – есть начало всему. Все совершенное исполнено пустотой; Все исполнено пустотой./Нет ничего полнее пустоты; Молчание в Пустоте… »…
    «Где нет Тебя – там пустота» — говорит митрополит Трифон Туркестанов в Акафисте «Слава Богу за все!». Совершенно очевидно, что у поэта Т.Травнiка серьезные догматические заблуждения: все совершенное у него исполнено пустотой, а Троица Единосущная и Нераздельная свободно разделяется и соединяется снова.
    Но поэт не скрывает своих заблуждений и сам свободно отказывается от догм: («…Остается допущеньем/ Взять и догмы превозмочь…» Стихи/Терентiй Травнiкъ. – М.: Издатель Карпов Е.В., 2008,стр.84-85 ) и, более того, он сам еще не определился – в кого он верит, в какого Бога?

    Вот так, пером чиркнув по небу,
    Господь легко, кем бы Он ни был,
    К нам изливает благодать…
    (Там же, стр.289)
    Лирический герой Травнiка общается с Драконом, называя его совершенным: «Я вновь иду, иду к нему навстречу, чтобы задать вопросы к себе в Его присутствии… И имя ему Дракон,.. он делился со мной, как делится Совершенный, оставляя мне полное право на себя и на мои ошибки…». Известно, кто в Православии скрывается под личиной дракона: «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр.12:9).
    Отсюда все блуждания поэта Травнiка по вымышленным лабиринтам. Все у него не обязательно, не обдуманно, не бережливо, сплошной поток сознания – он и сам называет все это выдумкой:
    Фантазия в четыре строчки –
    Поэзия моя… (Там же, стр.286)
    Автор записывает все, что придет на ум, не редактируя, не исправляя, не работая над словом – он является марионеткой в руках своих стихов (Апреллиада / Терентiй Травнiк. – М.: Издатель Карпов Е.В., 2008, стр.32.):
    Стихи изматывают душу,
    Вторгаясь волею своей…
    В случае с Травнiком мы сталкиваемся с непомерной гордыней и претензией на философскую и научную глубину. Такая уверенность в собственной исключительности взращивает чувство крайней духовной гордыни, о последствиях которой достаточно много писали святые отцы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *